Окситоцин заставил собак заплакать при воссоединении с хозяином после разлуки

Японские исследователи выяснили, что собаки плачут при воссоединении с хозяевами после разлуки. Это связано с увеличением концентрации окситоцина. Исследование опубликовано в Current Biology.

Собаки были одомашнены и в ходе конвергентной эволюции научились общению с людьми с помощью зрительного контакта. Для собак он играет ключевую роль в формировании привязанности, а у людей вызывает желание заботиться о животном. Кроме того, у собак развились мышцы, которые позволяют им поднимать внутреннюю часть бровей, это тоже пробуждает людей к заботе. Взгляд собаки инициирует взаимодействие с владельцем и стимулирует выработку окситоцина у людей — ключевого гормона, который отвечает за формирование связей.

Проведенные ранее исследования показывают, что повышение уровня окситоцина, связанное с эмоциональным возбуждением, может способствовать выделению слез. При этом социальные функции слез, стимулированных окситоцином, пока неясны. У некоторых млекопитающих слезы могут работать как хемсигналы: у самцов мышей они содержат половой феромон ESP1, который стимулирует сексуальное поведение у самок и агрессию у самцов. А собаки, когда приветствуют друг друга, обнюхивают и облизывают веки — это может говорить о том, что слезы собак играют роль социального сигнала. Также ученые обнаружили, что во время воссоединения с хозяевами у собак увеличивается концентрация окситоцина.

Японская исследовательница Каори Мурата (Kaori Murata) совместно с коллегами из Университета Азабу и медицинского факультета Университета Кэйо выяснила, что собаки плачут под воздействием радости от воссоединения с владельцами и секреции окситоцина. Ученые провели несколько экспериментов по измерению объема собачьих слез с помощью теста Ширмера.

В первом эксперименте они взяли 18 собак и разлучили их с владельцами на 5–7 часов. Базовый объем слезной жидкости измеряли тест-полосками до проведения эксперимента в присутствии хозяина и в привычной для животного обстановке. Затем слезы собак замеряли в течение первых пяти минут воссоединения с владельцем. Анализ показал, что объем слезной жидкости у животных значительно увеличился во время воссоединения (p < 0,01, F(1,16) = 8,54, линейная смешанная модель).

В другом эксперименте испытуемыми были уже 20 собак, чьи слезы измеряли до и после воссоединения с владельцем и со знакомым человеком, но не хозяином. Эксперимент проводился в центрах дневного ухода за собаками, животных разлучали с владельцами на 2–5 часов. При воссоединении с хозяином собаки выделяли больше слез, чем при виде знакомых. При этом объем слез во время встречи с владельцем был значительно больше, чем базовый (p < 0,05, F[1,54] = 4,35, линейная смешанная модель).

Чтобы выяснить, связан ли с процессом слезообразования окситоцин, исследователи поочередно наносили на поверхность глаз животных раствор окситоцина и контрольного пептида, содержащего те же девять аминокислот, но в перегруппированном виде. Объем слез измеряли в течение пяти минут после ввода каждого из растворов.

Оказалось, что собаки отреагировали на окситоцин, но не на пептиды, и объем слез значительно вырос (р <0,05, F(1,60) = 6,57, линейная смешанная модель). Кроме того ученые обнаружили, что собачьи слезы провоцируют людей проявлять заботу. Они показали 74 людям фотографии собак и предложили оценить свои впечатления от них с точки зрения желания проявить заботу о животном. Одна фотография была сделана после того, как собаке в глаза закапали искусственные слезы, а другая — без слез. Эксперимент подтвердил предположение, что люди ранжировали фото собак со слезами значительно выше, чем обычные фотографии (p < 0,01, критерий знаковых рангов Уилкоксона).

Несмотря на то, что после воссоединения с владельцами объем слез у животных возрастал, социальные функции слез у собак остаются неясными. Тем не менее это первое исследование, которое демонстрирует, что положительные эмоции у животного, помимо человека, способны вызывать слезы. Благодаря совместной эволюции собаки приобрели развитые навыки общения с людьми, и их слезы могут играть роль в побуждении владельцев к защитному и воспитательному поведению — это ведет к углублению взаимных отношений и дальнейшему развитию межвидовых связей.

Ранее ветеринары выяснили, что слезы птиц и рептилий оказались солонее человеческих. Они изучили их состав по солям и содержанию белков и обнаружили, что слезы животных по составу качественно похожи на человеческие, но количественно значительно отличаются по содержанию ионов хлора, натрия и железа.

Надежда Чекасина