Заняв место прежних самцов группы
Зоологи США и Шри-Ланки стали свидетелями того, как краснолицый гульман по имени Цезарь вторгся в смешанную группу гульманов, в которой уже было два самца, и стал нападать на детенышей. Два детеныша погибли в результате его нападений, еще один — исчез. Самки, потерявшие детей, довольно быстро забеременели и затем принесли новое потомство — скорее всего, от Цезаря. Результаты опубликованы в American Journal of Primatology.
Приматы разных видов нередко убивают детенышей, и чаще всего — чужих. Например, согласно одной из наиболее признанных гипотез, самцы убивают младенцев, рожденных от других самцов, чтобы увеличить свои шансы как можно скорее спариться с самками, оставшимися без потомства. Так могут поступать, к примеру, самцы-мигранты, недавно присоединившиеся к новой группе.
Подобный случай описали Роберта Салми (Roberta Salmi) и ее коллеги из Центра сохранения и исследования приматов Калудияпокуна и Университета Джорджии. Они наблюдали за двумя группами краснолицых гульманов (Semonopithecus vetulus pilbriki) в заповеднике Калудияпокуна на Шри-Ланке с 2022 по 2024 год. Одна группа была смешанной — в ней было несколько самок краснолицых гульманов, один самец того же вида и второй самец — серый гульман (Semonopithecus priam thersites). В конце июня 2022 года самец по имени Цезарь и еще две самки присоединились к группе, а уже 5 июля Цезарь напал на местную самку Кайенну и ее детеныша и поранил его. Кайенна прогнала Цезаря, но в это время детеныш упал с дерева. В следующие дни самка защищала детеныша и тот шел на поправку, однако 23 июля ученые нашли его мертвым на земле. У него были новые раны на лице, что указывало на недавнее нападение.
А 13 июля исчез еще один детеныш — годовалая самка Чути, принадлежавшая одной из местных самок. Цезарь ученые видели, как Цезарь нападал на нее 5, 7 и 10 июля — в результате чего она получила несколько травм. 12 июля исследователи заметили у Чути новые раны и зафиксировали еще одно нападение, а 13 июля Чути уже не видели.
Затем Цезарь стал нападать на Чанди — самку, которой было примерно 1,5 года. С 24 июля по 24 августа ученые зафиксировали пять нападений Цезаря, и пятое было последним. Утром 24 августа Цезарь поймал и укусил Чанди, которую через несколько минут обнаружили лежащей на земле с глубокой раной на пояснице. Ее мать и другая взрослая самка сидели на дереве рядом, но не спускались к ней. В итоге мать Чанди так и не подошла к дочери, и днем группа покинула место нападения. Около 15:30 Чанди умерла.
Также Цезарю удалось занять место двух предыдущих самцов: Космо вместе с одной взрослой самкой покинул группу 7 июля. А 8 июля ученые обнаружили второго самца, Чарли, на земле: он не мог стоять или двигать ногами. По всей видимости, он упал с дерева. Ран у него не было, так что было неясно, из-за чего произошло падение. Спустя два дня Чарли умер. А 14 июля к группе присоединился новый серый гульман Каспиан, и хотя поначалу его преследовал Цезарь, вскоре тот сам стал преследовать его.
Еще два детеныша погибли за время исследования, но уже не из-за нападений самца. Самки, детенышей которых убил Цезарь, вскоре забеременели снова: среднее время между потерей детеныша и следующими родами составило 232 дня. По оценкам ученых, некоторые из них забеременели уже через 1–2 недели после потери потомства. Интервал между двумя родами для таких самок значительно сократился и составил около 18 месяцев против обычных 24. Исследователи не наблюдали самих спариваний, в результате которых самки родили вновь, однако предположили, что отцом новых детенышей стал Цезарь — поскольку в целом самки спаривались с ним чаще, чем со вторым самцом группы, Каспианом.
Иногда приматы убивают детенышей из страха: именно так случилось с шимпанзе-альбиносом, родившимся в заповеднике Будонго в Уганде.
Хищник добыл помеченного орнитологами кулика
Орнитологи обнаружили, что соколы сапсаны могут охотиться в нескольких километрах над поверхностью земли. К такому выводу ученые пришли, отследив судьбу помеченного ими кулика тулеса. Когда птица мигрировала к местам размножения, ее добыл и съел сапсан — причем сделал это на лету, на высоте около трех километров. Как отмечается в статье для журнала Ecology, долгое время предполагалось, что перелетные птицы поднимаются на большие высоты, чтобы оградить себя от встреч с хищниками. Однако результаты исследования свидетельствуют, что даже здесь пернатые не находятся в полной безопасности.