Американский инженер использовал свет, собранный гелиостатами экспериментальной солнечной электростанции, чтобы обжарить зеленые чили, и сравнил результат с продуктом, полученным традиционным способом обжарки на газовой горелке. Слепая дегустация показала, что новый способ позволяет добиться лучшего вкуса и более однородной обработки перцев. Развитый подход способен сделать обжарку некоторых типов пищи более экологичной. О своих достижениях автор рассказал на конференции, организованной Американским обществом инженеров-механиков, кратко о них сообщает пресс-релиз лаборатории.
В XXI веке две важные ценности человеческого общества — приверженность традициям и забота об окружающей среде — все чаще входят в противоречие. Например, традиционное животноводство регулярно критикуют за негативное влияние на окружающую среду, а выращивание бобовых вместо привычных злаковых и масличных культур оказалось более экологичным.
Другим таким примером можно назвать обжарку зеленого перца чили, которой каждый август и сентябрь массово занимаются жители южных штатов США и Мексики. Обычно для этого используют обжарочные машины, работающие на пропане. В одном только штате Нью-Мексико сжигание пропана для обжаривания перца приводит к сезонным выбросам в 7800 тонн углекислого газа, что эквивалентно вождению 1700 автомобилей в год.
Американский инженер Кеннет Армихо, работающий в Национальных лабораториях Сандии, вызвался решить эту проблему с помощью солнечной энергии. Для этого он использовал ресурсы экспериментальной солнечной электростанции, а также помощь своего отца-фермера, который занимается выращиванием и обжаркой перцев.
Солнечная электростанция — это часть Национальной лаборатории по изучению солнечной тепловой энергии, расположенной в Нью-Мексико. Она состоит из поля зеркальных гелиостатов, перенаправляющих солнечную энергию в определенные точки солнечной башни. Армихо с помощью своих коллег поднял на 60-метровую высоту обжарочный стальной барабан и защитил его вращающий механизм от интенсивного солнечного света.
Предоставленные отцом перцы инженер разделил на три партии по 10 килограмм, две из которых были промыты непосредственно перед обжариванием, а одна была обжарена всухую. Промывка увеличила время прожарки, однако улучшила ее однородность. После этого команда вернула жаровню за землю и повторила эксперимент с помощью пропановой машины. Традиционная жарка длилась быстрее: для обжаривания промытого чили потребовалось четыре минуты по сравнению с шестью минутами для сухого солнечного обжаривания. Тем не менее, второй способ дал более равномерную обжарку, поскольку солнечный свет попадает в барабан со всех сторон, в то время как обжарка с помощью пропана происходит только с той стороны, где пламя касается барабана. Данные, полученные с помощью инфракрасной камеры, подтвердили эти выводы.
Во второй части эксперимента Армихо пригласил знатоков зеленого чили, чтобы они в слепом эксперименте определили, какой из способов готовки дает более качественный продукт. Дегустаторы отметили, что солнечный чили имеет преимущество по вкусу, запаху, а также легкости отделения кожуры, в то время как традиционный чили обладает лучшей текстурой. В целом участники дегустации предпочли чили, обжаренный на солнце.
По словам автора, солнечная обжарка могла бы быть ускорена с помощью большего числа гелиостатов (он использовал в среднем 40 зеркал из 212 доступных в установке). Вместе с тем, он признает, что для практического использования солнечной энергии при обжарке понадобится разработать более компактные системы, которые могли бы уместиться в прицеп. Инженер отмечает, что солнечной обжарке можно подвергать множество других продуктов: кофе, соевые бобы, орехи и многое другое. Нью-Мексико идеально подходит для реализации этой технологии, поскольку среднее количество солнечных дней в году в этом регионе достигает 300.
Использование Солнца напрямую имеет несколько иную философию, нежели преобразование световой энергии сначала в электрическую методами фотовольтаики, как, например, это происходит в солнечных батареях. Мы уже рассказывали, как таким способом получают синтетическое топливо и заставляют работать поршневой двигатель.
Марат Хамадеев
Британские химики произвели дешевый катализатор для получения жидких углеводородов из углекислого газа. Он состоит из соединений железа, марганца и калия, где главную роль играют оксид и карбид железа, подобранные в правильном соотношении. Авторы предлагают использовать свое изобретение для производства авиатоплива с нулевым углеродным следом, чтобы снизить вклад авиации в глобальное изменение климата. Статья опубликована в Nature Communications.