Больше половины видов с неясным природоохранным статусом оказались под угрозой исчезновения

Ученые создали компьютерную модель, которая оценивает риск исчезновения видов, для оценки природоохранного статуса которых недостаточно данных. Оказалось, что больше половины из них следует отнести к угрожаемым. А среди амфибий с неясным природоохранным статусом под угрозой исчезновения, вероятно, находится около 85 процентов видов. При этом, как отмечается в статье для журнала Communications Biology, виды, вероятность исчезновения которых не определена, обычно не получают должного внимания со стороны ученых, природоохранных организаций и общественности.

По оценкам Международного союза охраны природы (IUCN), более сорока тысяч видов животных, растений, грибов и других живых организмов находятся под угрозой вымирания. Это значит, что им присвоены природоохранные статусы уязвимых (Vulnerable, VU), вымирающих (Endangered, EN) и находящихся на грани полного исчезновения видов (Critically Endangered, CR).

Однако эта цифра может быть намного больше. Дело в том, что информации о положении многих видов, в первую очередь скрытных, обитающих в труднодоступных местах и недавно открытых, недостаточно, чтобы оценить угрозу их существованию. Им IUCN присваивает соответствующий статус (Data Deficient, DD). К этой категории относятся, например, косатка (Orcinus orca) и южноамериканский олень большой мазама (Mazama americana). А всего статус видов, для оценки положения которых недостаточно данных, имеет каждый шестой вид из списков IUCN. Высока вероятность того, что многие из таких видов в действительности находятся под угрозой вымирания.

Команда экологов под руководством Яна Боргельта (Jan Borgelt) из Норвежского университета естественных и технических наук решила оценить, какое количество видов со статусом Data Deficient следовало бы отнести к угрожаемым. Для этого исследователи создали компьютерную модель, которая рассчитывает риск вымирания вида на основании данных о его ареале, экологических предпочтениях, угрозах, с которыми он сталкивается, и других факторах.

Алгоритм обучили и протестировали на 28363 видах животных и растений с установленными природоохранными статусами. В 85 процентах случаев он точно предсказывал, относится ли данный вид к угрожаемым видам (то есть имеет статус уязвимого, вымирающего или находящегося на грани полного исчезновения) или к видам, которым пока ничего не угрожает (то есть к вызывающим наименьшие опасения (Least Concern, LC) или близким к уязвимому положению (Near Threatened, NT)).

Боргельт и его коллеги также проверили, насколько хорошо модель предсказывает изменения природоохранного статуса видов. Изучив прошлогоднее обновление IUCN, исследователи обнаружили, что 123 вида, статус которых в версии 2020 года был неопределенным из-за недостатка данных, в 2021 году получили те или иные природоохранные статусы. Когда алгоритму предложили задним числом предсказать изменения статуса этих видов, он в 76 процентах случаев верно ответил, будут ли они включены в число угрожаемых.

На следующем этапе авторы воспользовались алгоритмом, чтобы оценить статус 7699 видов из категории Data Deficient. Согласно их расчетам, 56 процентов таких видов следует отнести к угрожаемым. Для сравнения, среди видов, чей статус уже оценен, доля угрожаемых составляет лишь около 28 процентов. Больше всего наземных видов с неясным статусом, которые должны быть классифицированы как угрожаемые, обитает в Центральной Африке, на Мадагаскаре и в Южной Азии, а морских — у побережий Юго-Восточной Азии и Восточной Атлантики, а также вокруг островов и атоллов.

Среди отдельных систематических групп доля видов с неопределенным природоохранным статусом, которые на самом деле относятся к угрожаемым, варьируется. Около 40 процентов видов лучеперых рыб (Actinopterygii), высших раков (Malacostraca), а также двустворчатых (Bivalvia) и брюхоногих (Gastropoda) моллюсков со статусом Data Deficient, вероятно, находятся под угрозой исчезновения. А среди амфибий с неясным статусом таких уже 85 процентов. Для коралловых полипов (Anthozoa), насекомых, рептилий и млекопитающих данная цифра составляет больше 50 процентов. Если учесть такие виды, то доля амфибий под угрозой исчезновения увеличится с нынешних 39 процентов до 47 процентов, млекопитающих — с 26 процентов до 31 процента, а рептилий — с 19 процентов до 25 процентов.

Поскольку виды из категории Data Deficient часто не получают должного внимания со стороны ученых и общественности, Боргельт с соавторами надеются, что результаты их анализа помогут изменить ситуацию и скорректировать природоохранные стратегии с учетом видов, которые пока не получили определенного статуса от IUCN.

Ранее мы рассказывали о том, как герпетологи проанализировали положение десяти с лишним тысяч видов рептилий и пришли к выводу, что более 21 процентах из них находятся на грани исчезновения из-за развития сельского хозяйства, вырубки лесов, охоты и распространения инвазивных хищников и конкурентов. При этом особенно пострадали от людей черепахи и крокодилы.

В туманах на севере Индии обвинили зимнее орошение полей