Ученые создали компьютерную модель, которая оценивает риск исчезновения видов, для оценки природоохранного статуса которых недостаточно данных. Оказалось, что больше половины из них следует отнести к угрожаемым. А среди амфибий с неясным природоохранным статусом под угрозой исчезновения, вероятно, находится около 85 процентов видов. При этом, как отмечается в статье для журнала Communications Biology, виды, вероятность исчезновения которых не определена, обычно не получают должного внимания со стороны ученых, природоохранных организаций и общественности.
По оценкам Международного союза охраны природы (IUCN), более сорока тысяч видов животных, растений, грибов и других живых организмов находятся под угрозой вымирания. Это значит, что им присвоены природоохранные статусы уязвимых (Vulnerable, VU), вымирающих (Endangered, EN) и находящихся на грани полного исчезновения видов (Critically Endangered, CR).
Однако эта цифра может быть намного больше. Дело в том, что информации о положении многих видов, в первую очередь скрытных, обитающих в труднодоступных местах и недавно открытых, недостаточно, чтобы оценить угрозу их существованию. Им IUCN присваивает соответствующий статус (Data Deficient, DD). К этой категории относятся, например, косатка (Orcinus orca) и южноамериканский олень большой мазама (Mazama americana). А всего статус видов, для оценки положения которых недостаточно данных, имеет каждый шестой вид из списков IUCN. Высока вероятность того, что многие из таких видов в действительности находятся под угрозой вымирания.
Команда экологов под руководством Яна Боргельта (Jan Borgelt) из Норвежского университета естественных и технических наук решила оценить, какое количество видов со статусом Data Deficient следовало бы отнести к угрожаемым. Для этого исследователи создали компьютерную модель, которая рассчитывает риск вымирания вида на основании данных о его ареале, экологических предпочтениях, угрозах, с которыми он сталкивается, и других факторах.
Алгоритм обучили и протестировали на 28363 видах животных и растений с установленными природоохранными статусами. В 85 процентах случаев он точно предсказывал, относится ли данный вид к угрожаемым видам (то есть имеет статус уязвимого, вымирающего или находящегося на грани полного исчезновения) или к видам, которым пока ничего не угрожает (то есть к вызывающим наименьшие опасения (Least Concern, LC) или близким к уязвимому положению (Near Threatened, NT)).
Боргельт и его коллеги также проверили, насколько хорошо модель предсказывает изменения природоохранного статуса видов. Изучив прошлогоднее обновление IUCN, исследователи обнаружили, что 123 вида, статус которых в версии 2020 года был неопределенным из-за недостатка данных, в 2021 году получили те или иные природоохранные статусы. Когда алгоритму предложили задним числом предсказать изменения статуса этих видов, он в 76 процентах случаев верно ответил, будут ли они включены в число угрожаемых.
На следующем этапе авторы воспользовались алгоритмом, чтобы оценить статус 7699 видов из категории Data Deficient. Согласно их расчетам, 56 процентов таких видов следует отнести к угрожаемым. Для сравнения, среди видов, чей статус уже оценен, доля угрожаемых составляет лишь около 28 процентов. Больше всего наземных видов с неясным статусом, которые должны быть классифицированы как угрожаемые, обитает в Центральной Африке, на Мадагаскаре и в Южной Азии, а морских — у побережий Юго-Восточной Азии и Восточной Атлантики, а также вокруг островов и атоллов.
Среди отдельных систематических групп доля видов с неопределенным природоохранным статусом, которые на самом деле относятся к угрожаемым, варьируется. Около 40 процентов видов лучеперых рыб (Actinopterygii), высших раков (Malacostraca), а также двустворчатых (Bivalvia) и брюхоногих (Gastropoda) моллюсков со статусом Data Deficient, вероятно, находятся под угрозой исчезновения. А среди амфибий с неясным статусом таких уже 85 процентов. Для коралловых полипов (Anthozoa), насекомых, рептилий и млекопитающих данная цифра составляет больше 50 процентов. Если учесть такие виды, то доля амфибий под угрозой исчезновения увеличится с нынешних 39 процентов до 47 процентов, млекопитающих — с 26 процентов до 31 процента, а рептилий — с 19 процентов до 25 процентов.
Поскольку виды из категории Data Deficient часто не получают должного внимания со стороны ученых и общественности, Боргельт с соавторами надеются, что результаты их анализа помогут изменить ситуацию и скорректировать природоохранные стратегии с учетом видов, которые пока не получили определенного статуса от IUCN.
Ранее мы рассказывали о том, как герпетологи проанализировали положение десяти с лишним тысяч видов рептилий и пришли к выводу, что более 21 процентах из них находятся на грани исчезновения из-за развития сельского хозяйства, вырубки лесов, охоты и распространения инвазивных хищников и конкурентов. При этом особенно пострадали от людей черепахи и крокодилы.
Сергей Коленов
Что именно заставило его совершить столь масштабное путешествие, остается неизвестным
Зоологи описали рекордное путешествие самца горбатого кита. В 2013 и 2017 году эту особь дважды сфотографировали у берегов Колумбии, а в 2022 году она неожиданно была замечена около Занзибара. В общей сложности самец преодолел примерно 18000 километров, это рекорд для горбатых китов. Что именно заставило его совершить столь масштабную миграцию, остается неясным. Возможно, он искал возможность спариться с самками или вынужден был сменить маршрут из-за нехватки пищи в привычных местах кормления. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Royal Society Open Science.