На Крите нашли 4000-летние случаи инфицирования чумной палочкой и сальмонеллой

Палеогенетики исследовали 68 человеческих зубов из пещеры Агио Хараламбоса, расположенной на Крите. Оказалось, что четыре индивида, жившие около четырех тысяч лет назад, были инфицированы чумной палочкой (Yersinia pestis) или сальмонеллой (Salmonella enterica). Филогенетический анализ показал, что геномы этих бактерий группируются с ныне исчезнувшими линиями, существовавшими в позднем неолите — бронзовом веке. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Чума представляет собой инфекционное заболевание, вызываемое бактериями Yersinia pestis — зоонозными бактериями, как правило, присутствующими в организмах мелких млекопитающих и живущих на них блох. В прошлом чума вызывала масштабные пандемии с высоким уровнем смертности, самыми известными из которых выступают Юстинианова чума и Черная смерть. Долгое время считалось, что первые случаи заражения чумой произошли примерно три тысячи лет назад. Но в 2015 году генетики проанализировали ДНК 101 человека эпохи бронзы и выяснили, что семь индивидов были инфицированы чумной палочкой. Два самых древних на тот момент случая были выявлены у индивидов из Горного Алтая — представителей афанасьевской культуры, живших около 4800 лет назад. Но в минувшем году немецкие генетики обнаружили еще более ранний случай — чумной палочкой был инфицирован мужчина, живший более 5000 лет назад на территории современной Латвии.

Другим патогеном, с которым человек сталкивается с древних времен, выступает бактерия Salmonella enterica. Многие серотипы этого вида возбудители человеческих болезней, включая брюшной тиф, паратиф и сальмонеллез. Этой бактерии также уделяют внимание исследователи древностей, например, несколько лет назад сальмонеллу обвинили в массовой гибели индейцев XVI века. Известны и более древние случаи, например, в Синьцзяне находили останки инфицированного человека, жившего около 3000 лет назад. В Европе древнейшие случаи уходят корнями по меньшей мере в поздний неолит.

Филипп Штокхаммер (Philipp Stockhammer) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка совместно с коллегами из Германии, Греции и США исследовал останки людей из пещеры Агио Хараламбоса («Святого Хараламбоса»), расположенной на острове Крит. С эпохи позднего неолита (около IV тысячелетия до нашей эры) до среднеминойского периода II (около XVIII века до нашей эры) она использовалась для вторичных захоронений. По всей видимости, из-за низкой и стабильной температуры в этой пещере найденные в ней кости содержат древнюю ДНК хорошей сохранности, что для Восточного Средиземноморья редкость.

Исследователи отобрали для анализов 68 человеческих зубов, которые принадлежали как минимум 32 индивидам, чтобы выяснить, какими инфекциями они были заражены. Радиоуглеродный анализ, проведенный на десяти образцах, показал, что эти люди умерли около 2290–1909 годами до нашей эры. Ученые отсеквенировали ДНК из всех 68 зубов и обнаружили, что два индивида были инфицированы чумной палочкой, но один геном из дальнейших анализов был исключен, поскольку его прочитали с очень низким покрытием. В образцах двух людей они также нашли ДНК S. enterica.

Филогенетический анализ показал, что прочитанные геномы сальмонеллы находятся в одной ныне исчезнувшей кладе вместе с древними геномами с Сардинии бронзового века (около 2350–2060 годов до нашей эры) и из Швейцарии позднего неолита (около 3367–3118 годы до нашей эры). Анализ генома чумной палочки также показал, что он группируется с ранее опубликованными профилями бактерий позднего неолита и бронзового века, причем у этой линии современных потомков нет. Ближе всего он оказался к геному, прочитанному из останков человека, жившего около 2007–1882 годов до нашей эры, которые нашли в немецком городе Аугсбург.

Палеогенетики обнаружили, что, по всей видимости, изученная чумная палочка еще не использовала блох в качестве переносчиков. В ходе прошлых исследований распространение Y. pestis в Европе ученые связали с миграцией племен ямной культуры на запад. Такая гипотеза подкреплялась тем, что у всех зараженных индивидов позднего неолита — раннего бронзового века была найдена предковая компонента, связанная с Евразийской степью. Однако анализ главных компонент двух зараженных чумой индивидов с Крита показал, что среди их предковых компонент степной нет.

Ранее на N + 1 рассказывали о других древних патогенах. Так, генетики обнаружили на Урале древнейшего человека с герпесом. Он умер около 253–530 годов нашей эры. А в англосаксонском некрополе нашли останки взрослого мужчины и мальчика, ставших жертвами Юстиниановой чумы. Более того, ребенок также страдал от инфекции, вызванной гемофильной палочкой.

Древние сибиряки добыли пемзу более чем в 1000 километрах от места обнаружения