Олени погрызли кости морских черепах

Зоологи уличили белохвостых оленей из Коста-Рики в поедании черепашьих костей. Фотоловушка запечатлела, как эти травоядные приходят на пляж в национальном парке Санта-Роса и грызут кости морских черепах, убитых ягуарами. Как отмечается в статье для журнала Neotropical Biology and Conservation, так олени восполняют нехватку минеральных веществ, необходимых для роста рогов и производства молока.

Некоторые травоядные разнообразят рацион пищей животного происхождения. Например, американских беляков (Lepus americanus) несколько лет назад застали за поеданием падали и перьев погибших птиц. А северные (Rangifer tarandus), белохвостые (Odocoileus virginianus) и чернохвостые (O. hemoinius) олени время от времени грызут старые кости и сброшенные рога, поедают грызунов и птиц, а также разоряют расположенные на земле птичьи гнезда. Считается, что так травоядные восполняют нехватку белков и минеральных веществ, в первую очередь кальция и фосфора.

Похожий случай описала команда зоологов под руководством Брайана Мореры (Brayan Morera) из Национального университета Коста-Рики. Исследователи изучали поведение ягуаров (Panthera onca) в национальном парке Санта-Роса на тихоокеанском побережье Коста-Рики. На нескольких местных пляжах эти хищники регулярно охотятся на оливковых (Lepidochelys olivacea) и зеленых (Chelonia mydas) морских черепах, которые выходят на берег, чтобы отложить яйца в песок.

В 2017 году Морера и его коллеги установили фотоловушку на пляже Туле, где в большом количестве скапливаются туши убитых ягуарами черепах. Устройство проработало здесь с января по сентябрь. Отсматривая сделанные ловушкой кадры, исследователи обнаружили, что на пляж часто приходят белохвостые олени. За 237 ночей камера зафиксировала 463 визита этих травоядных. В 183 случаях, что соответствует 39 процентам, олени жевали и грызли кости морских черепах, ставших жертвами ягуаров. 81 раз так поступали самки, 77 раз — самцы и 25 раз — оленята.

Взрослые самцы с зачатками рогов и живущие с матерями оленята (которых легко узнать по пятнистому окрасу) одинаково часто поедали черепашьи кости в разные месяцы. Однако начинающие самостоятельную жизнь молодые олени чаще делали это в июле-августе; самки, в том числе сопровождаемые детенышами, — в июле; а взрослые самцы с пантами или твердыми рогами — в июне-августе. На эти месяцы в Санта-Росе приходится начало сезона дождей.

Авторы пришли к выводу, что остеофагия — обычное явление среди белохвостых оленей, обитающих в парке Санта-Роса. Скорее всего, как и в аналогичных случаях, эти травоядные поедают черепашьи кости, чтобы восполнить запасы кальция, фосфора и натрия. Вероятно, самкам дополнительные минеральные вещества помогают восстанавливаться после беременности и производить больше молока для кормления детенышей, а самцам — отращивать рога. Наконец, молодые олени пользуются дополнительным кальцием и фосфором, чтобы быстрее вырасти. Поедание костей играет особенно важную роль в начале сезона дождей, когда животные компенсируют нехватку питательных веществ после окончания сухого сезона.

В заключение Морера с соавторами подчеркивают, что без ягуаров, убивающих морских черепах, олени не смогли бы получить доступ к костям этих рептилий и страдали бы от дефицита минеральных веществ. Таким образом, результаты исследования в очередной раз подчеркивают, насколько важные и разнообразные роли играют высшие хищники в экосистемах. В данном случае ягуары делают морскую биомассу доступной для наземных животных.

Ранее мы рассказывали о том, как зоологи уличили гигантских черепах (Aldabrachelys gigantea) с сейшельского острова Фрегат в охоте на птиц. Исследователям удалось запечатлеть на видео, как самка черепахи преследует выпавшего из гнезда птенца малой кланяющейся крачки (Anous tenuirostris), который не успел научиться летать, убивает его укусом в голову и проглатывает целиком. Это первое достоверное доказательство, что сухопутные черепахи способны охотиться.

В скелете вымершего псового с патагонского погребения заподозрили останки питомца индейцев