NASA поручило SpaceX запуск телескопа «Роман»

NASA выбрало сверхтяжелую ракету-носитель Falcon Heavy частной космической компании SpaceX для запуска в космос широкоугольной обсерватории «Роман» в 2026 году. Она займется изучением протопланетных дисков, крупных экзопланет, а также темной материи и темной энергии, сообщается на сайте агентства.

Телескоп «Роман» изначально назывался WFIRST, но его переименовали два года назад в честь Нэнси Роман. Этот аппарат станет новой крупной космической обсерваторией NASA, предназначенной для ведения наблюдений с очень широким полем зрения в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах волн. Обсерватория будет оснащена 300-мегапиксельной камерой WFI и коронографом, и будет заниматься получением изображений протопланетных дисков и экзопланет-гигантов, а также исследованиями темной материи и темной энергии, скоплений галактик и поиском крупных экзопланет.

Несмотря на попытки отмены проекта и урезание финансирования, NASA в прошлом году завершило проектирование телескопа и перешло к созданию его компонентов и тестированию, сборка всей обсерватории намечена на 2024 год. Предполагается, что в космос телескоп будет запущен в октябре 2026 года, после чего совершит перелет к рабочей гало-орбите вокруг второй точки Лагранжа в системе Солнце—Земля.

19 июля 2022 года агентство сообщило, что заключило контракт с частной космической компанией SpaceX по программе NLS II (NASA Launch Services Program II) по обеспечению запуска телескопа «Роман» в космос. Общие затраты на запуск оцениваются в 255 миллионов долларов, в качестве ракеты-носителя выбрана ракета Falcon Heavy сверхтяжелого класса, местом старта станет площадка LC-39A в Космическом центре Кеннеди NASA во Флориде.

Ранее NASA выбрало Falcon Heavy вместо SLS для запуска межпланетной станции к ледяному спутнику Юпитера Европе.

Тяжелая ракета «Ангара-А5» впервые стартовала с космодрома Восточный