Искатели артефактов Ледового побоища нашли саперную лопатку и консервную банку

Подводные археологи обследовали акваторию Чудского озера, где предположительно в 1242 году разворачивалось Ледовое побоище. В результате этой работы они обнаружили около 30 металлических предметов. Среди них оказались предметы, связанные с рыболовным промыслом, а также саперная лопатка времен Великой Отечественной войны и консервная банка. Никаких средневековых артефактов ученые не нашли. Об этом сообщается на сайте Русского географического общества.

Из школьной программы известно, что 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошла решающая битва между войском Александра Невского, состоявшего из новгородско-суздальской дружины и ополчения, и немецкими рыцарями. В результате этого сражения, вошедшего в историю как Ледовое побоище, русские воины разгромили немецкое войско, взяв в плен и убив много рыцарей, часть из которых под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед. Однако значимость этой битвы в российской историографии стали подчеркивать лишь в XX веке, чему способствовал фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», вышедший в 1938 году.

Историк Игорь Данилевский (Igor Danilevsky) отмечает, что до этого времени о Ледовом побоище упоминалось лишь в гимназических курсах истории России, в то время как в университетских курсах о ней уже не вспоминали. Дело в том, что самые подробные описания этого сражения в средневековых источниках очень краткие — в летописях они содержат максимум около 200 слов. Кроме того, далеко не все сведения можно использовать для восстановления реального хода событий. По мнению Данилевского, верифицируемая информация о битве кратко сводится к следующему. Александр Невский, к которому присоединился его младший Андрей, организовал поход новгородцев на земли эстов. Объединенное новгородско-суздальское войско напало на Псков и изгнало оттуда немецкий отряд, после чего вторглось на земли Ордена с целью пограбить местное население. Передовой отряд русского князя был встречен отрядом крестоносцев, после чего Александр отвел свое войско на Чудское озеро, к Вороньему камню. В результате сражения, состоявшегося в начале апреля, немцы были разбиты. Большую часть остальных деталей о Ледовом побоище можно использовать лишь критически, особенно, когда речь идет о значительном количестве павших и плененных рыцарей.

С середины прошлого века ученые периодически предпринимают тщетные попытки найти точное место, где проходило Ледовое побоище. Недавно исследователям удалось провести палеореконструкцию гидрологической ситуации на Чудском озере в XIII веке, определив границы водоема в ту эпоху. После этой работы они выявили перспективные участки для поиска металлических предметов или их остатков на дне. Кроме того, исследователи обнаружили с помощью современных технических средств останец, который, возможно, был тем самым Вороньим камнем. В минувшем году сотрудники экспедиции также указали на два возможных места, где разворачивалось Ледовое побоище.

В этом году исследователи из Центра подводных исследований Русского географического общества совместно с Институтом археологии РАН провели подводно-археологическую разведку на месте предполагаемого сражения. Айвар Степанов (Aivar Stepanov) из Института археологии РАН подчеркнул, что пока ученые не найдут материальных свидетельств событий 1242 года, у них не будет убедительных доказательств о локализации места сражения.

Исследователи проверили геомагнитные аномалии, ранее выявленные во время магнитометрического обследования акватории в так называемом проливе Русские Ворота, который находится на границе акваторий Чудского и Теплого озера. Этим занимались подводные археологи, оснащенные металлодетекторами, средствами связи и оборудованием для фото- и видеофиксации.

В общей сложности за время экспедиции они обнаружили около 30 предметов, многие из которых были связаны с рыболовным промыслом. Кроме того, среди находок оказалась саперная лопата, которая, по всей видимости, относится к периоду Великой Отечественной войны. Другим артефактом оказалась консервная банка с малой массой металла. По мнению Степанова, раз сохранилась консервная банка, значит, с высокой вероятностью сохранятся и металлические свидетельства битвы 1242 года, например, наконечник сулицы — метательного копья той эпохи.

Ранее на N + 1 рассказывали об исследованиях другой известной средневековой битвы. Так, российские археологи обнаружили место Судбищенской битвы, развернувшейся в 1555 году между русским войском и крымской ордой. А затем нашли и место, где проходил второй день этого сражения.

Один бигфут оказался равен 900 барибалам