Археологи нашли место второго дня Судбищенской битвы

Российские археологи обнаружили более 2200 артефактов, связанных с Судбищенской битвой 1555 года между русским войском и крымской ордой. Среди находок обломки сабель, боевых топоров и копий, фрагменты огнестрельного оружия, свинцовые пули и снаряды от пищалей. Артефакты, обнаруженные на новых участках, по мнению исследователей, связаны со вторым днем сражения. О результатах раскопок сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

Судбищенская битва стала важным событием в ходе противостояния Российского государства и Крымского ханства. Впервые в 1555 году большая русская рать продвинулась далеко в Поле и попыталась провести активные военные действия за пределами своих владений. Само сражение произошло 3–4 июля (24–25 июня по старому стилю) в окрестностях урочища Судьбищи, расположенного на территории современной Орловской области. Хотя русское войско потерпело неудачу, итог битвы вынудил Дивлет I Гирея отступить в степи.

Однако долгое время точное место сражения оставалось неизвестным. Весной 2021 года археологи исследовали долину реки Гоголь, на дне которой ранее дайверы обнаружили большое количество наконечников стрел, копий, а также детали конской упряжи. Первые же изыскания позволили собрать более 300 артефактов, которые были смыты в реку со дна оврага. Эти находки позволили локализовать место битвы и подтолкнули к новым исследованиям.

Ученые из Института археологии РАН подвели итоги полевых работ 2021 года на месте Судбищенской битвы. Исследователи установили, что русские и татарские артефакты встречаются на площади, превышающей два квадратных километра, а также обнаружили следы недавних грабительских действий, начавшихся примерно в 2014–2015 годах.

В ходе совместных работ с сотрудниками музея-заповедника «Куликово поле» археологи нашли более 2200 предметов — обломков и перекрестий сабель, фрагменты ножен, снаряды от пищалей, топоры, элементы доспехов и огнестрельного оружия, детали одежды и конского снаряжения. Характеристика вооружения, типология нательных крестов и обнаруженные монеты позволили подтвердить датировку находок.

Только за время осенней экспедиции археологи обнаружили 270 предметов, среди которых 138 наконечников стрел, 62 гвоздя от подков, 12 свинцовых пуль, железное навершие сабли, свинцовое ядро, нательные кресты и ряд других артефактов. Исследователи полагают, что, помимо интенсивного стрелкового и артиллерийского боя, сражение включало ближний контактный бой. На это указывают обломки сабель, их перекрестий, топоров и копий. По всей видимости, новые обнаруженные участки связаны со вторым днем битвы.

Ранее на N + 1 рассказывали, как российские археологи установили место, на котором разворачивалась Судбищенская битва, а историки выяснили, когда родился царь Борис Годунов.

51-летний норвежец обнаружил 1500-летний клад золотых украшений