Шотландские лисицы поели собачьих фекалий

Зоологи обнаружили, что лисицы, обитающие на Северо-Шотландском нагорье, регулярно поедают экскременты домашних собак. Активнее всего они кормятся ими в периоды с низкой численностью полевок — их основной добычи. При этом всего 300-600 грамм собачьего помета достаточно, чтобы обеспечить лисицу энергией на целый день. Как отмечается в статье для журнала Ecology and Evolution, ранее за лисицами не замечали склонности кормиться экскрементами собак.

Некоторые животные не брезгуют поедать экскременты других видов. Например, для личинок жуков-навозников (Scarabaeinae) основным источником пищи служит помет млекопитающих. Многие морские птицы при случае едят фекалии китов, ластоногих и белых медведей, а бродячие собаки в Индии и Африке охотно кормятся человеческими экскрементами. Кроме того, недавно ученые выяснили, что черногубые пищухи (Ochotona curzoniae) с Тибетского нагорья в зимний период включают в рацион больше ячьего помета. Этот легко доступный и богатый энергией корм помогает им пережить самые суровые месяцы года, не впадая в спячку и не делая запасов.

Похожий пример описала команда зоологов под руководством Ксавье Лэмбина (Xavier Lambin) из Абердинского университета. В 2018-2019 годах исследователи изучали рацион хищных млекопитающих в национальном парке Кэрнгормс на Северо-Шотландском нагорье. Для этого они собирали фекалии животных и анализировали содержащуюся в них ДНК позвоночных с помощью метабаркодирования. В общей сложности в выборку вошло более 2000 образцов помета обыкновенных лисиц (Vulpes vulpes), барсуков (Meles meles), лесных куниц (Martes martes), а также горностаев (Mustela erminea) и ласок (M. nivalis).

Изучив 647 образцов, принадлежащих лисицам, авторы обнаружили, что в 55,2 процента проб содержится генетический материал темных полевок (Microtus agrestis) — широко распространенных и многочисленных грызунов, которые служат пищей для многих хищников Северо-Шотландского нагорья. Однако в 39,1 процента образцов неожиданно была выявлена ДНК домашних собак. Для сравнения, при изучении 1060 образцов помета лесных куниц исследователи выявили следы полевочьей ДНК в 56,51 процента из них, а собачьей — в 0,85 процента.

Встречаемость собачьей и полевочьей ДНК в лисьем помете варьировалась от сезона к сезону. Так, зимой 2018 года средние шансы обнаружить собачью ДНК в собранных образцах составили 0,24. Весной 2018 года, зимой 2019 года и весной 2019 года эта вероятность была намного выше — 0,39; 0,49; и 0,48 соответственно. (p<0,01). Средняя вероятность выявить ДНК полевок в лисьем помете зимой 2018 года достигала 0,93. После этого она заметно снизилась и весной 2018 года составила 0,68, зимой 2019 года — 0,19, а весной 2019 — 0,36. При этом чем чаще в лисьем помете встречалась ДНК полевок, тем ниже были шансы обнаружить в ней собачью ДНК.

Присутствие собачьей ДНК в почти половине образцов лисьего помета проще всего объяснить тем, что лисицы поедают экскременты собак, которых выгуливают многочисленные посетители национального парка. Следует отметить, что ранее зоологи никогда не фиксировали такого поведения. Впрочем, альтернативные гипотезы кажутся намного менее правдоподобными. Например, лисицы явно не охотятся на собак. В теории они могли бы получать собачью ДНК из падали, однако в таком случае в зоне исследования должно погибать неправдоподобно много собак. Какая-то часть собачьей ДНК, вероятно, попала на лисий помет за счет того, что собаки мочились на него или катались в нем во время прогулок. Тем не менее, это не объясняет, почему вероятность найти в лисьих фекалиях собачий генетический материал меняется от сезона к сезону и отрицательно коррелирует с шансами выявить в них ДНК полевок.

Численность темных полевок, как и многих других мелких грызунов, сильно колеблется от года к году. Исследователи предположили, что в периоды, когда полевок мало, например, весной 2018 года, зимой 2019 года и весной 2019 года, лисицы переходят на кормление собачьими экскрементами. Однако оставалось неясным, насколько такой источник корма энергетически ценен. Чтобы проверить это, авторы проанализировали фекалии шести домашних собак в калориметре. Оказалось, что в среднем собачий помет содержит 135 килокалорий на 100 грамм сырой массы. Это сравнимо с энергетической ценностью мелких грызунов, которая составляет 137–170 килокалорий на 100 грамм. По расчетам ученых, чтобы обеспечить среднюю лисицу достаточным количество энергии, достаточно 300-600 грамм собачьих фекалий в день.

Результаты исследования заставляют предположить, что многие случаи межвидовой копрофагии остаются незамеченными. Не исключено, что это явление распространено в природе намного шире, чем принято считать. Впрочем, следует отметить, что, в отличие от лисиц, другие шотландские хищники не поедали собачий помет. Таким образом, копрофагия, возможно, наиболее вероятна между видами с близкими трофическими нишами.

Пластичное поведение и экологическая гибкость позволяют лисицам осваивать очень необычные источники корма. Например, в Лондоне они охотно поедают погибших кошек. А в зоопарке Вашингтона дикая лисица пробралась в вольер к водоплавающим птицам и убила двадцать пять красных фламинго (Phoenicopterus ruber) и одну утку.

Энтомологи случайно затопили зимующих шмелей и обнаружили у них способность неделю выживать под водой