Археологи выявили четко продуманную застройку на домонгольском селище Чаадаево-5

Археологи сообщили о результатах охранно-спасательных раскопок, предваряющих строительство автомагистрали Москва — Казань. Исследование домонгольского селища Чаадаево-5, расположенного под Муромом, показало, что его застройка проводилась по четко продуманному плану. Кроме того, ученые раскопали остатки нескольких усадеб, две из которых оказались очень крупного размера даже для городских центров того времени. Вместе с находками многочисленных статусных предметов это свидетельствует об особом статусе селища, которое, похоже, обладало административными функциями. Об этом сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

В мае 2021 года исследователи из Института археологии РАН начали охранно-спасательные раскопки, предваряющие строительство скоростной автомобильной дороги М12, которая должна соединить Москву и Казань. Перед археологами встала непростая задача — провести работы на более чем двух десятках памятников, охватывающих период от каменного века до Нового времени. Так, под Муромом ученые начали раскопки средневековых селищ, среди которых оказалось Чаадаево-5. На этом памятнике они выявили культурные слои XII–XIII веков, то есть периода, когда эти земли осваивались древнерусским населением.

В ходе раскопок 2021 года на селище Чаадаево-5 ученые обнаружили остатки усадеб, большую коллекцию бытовых вещей и орудий труда, предметы вооружения и конское снаряжение. Кроме того, среди находок выделялись христианские предметы, например, кресты-подвески или подвеска-образок с изображением Спасителя, а также женские украшения, в том числе, зооморфные подвески-амулеты и серебряное височное кольцо с бусинами, украшенными зернью. Осенью прошлого года археологи пришли к выводу, что основной период существования селища определяется в пределах XII века. В целом характер находок свидетельствовал о сельскохозяйственной направленности поселения, а также о завершении процесса ассимиляции муромы древнерусским населением.

Археологи в текущем сезоне продолжили охранно-спасательные раскопки на древнерусском селище Чаадаево-5, где уже исследовано более 30 тысяч квадратных метров территории. Работы показали, что через населенный пункт проходила улица шириной около 6,7–8,6 метра, которая практически в центре селища перерастала в свободную от застройки площадь размером 780 квадратных метров. С северо-востока от улицы археологи обнаружили две крупные усадьбы общей площадью 9,5 тысячи квадратных метров, в центральной части которых сохранились, видимо, остатки погребов, первоначально устроенных под жилищами. Сами усадьбы оказались очень крупными дворовладениями, которые сопоставимы с аналогичными в крупных древнерусских городах, например, во Владимире, Суздале или Рязани. Еще пять усадеб, но гораздо меньшего размера, находились на противоположной части улицы. Их общая площадь составляла около 8,7 тысячи квадратных метров.

Исследования также позволили изучить некрополь, к которому выходила улица. Он находился за пределами жилой зоны, от которой его отделял ров шириной от 0,4 до 9,6 метра. Археологи обнаружили два ряда грунтовых погребений, совершенных по православному обычаю, в которых находились останки 47 умерших. Анализ структуры поселения позволил сделать вывод, что его застройка проводилась по продуманному плану — от незастроенной площади и улицы до усадеб и некрополя.

Кроме того, ученые обнаружили богатую коллекцию артефактов, указывающую на то, что статус поселения был не рядовым. Исследователи считают, что этот населенный пункт выполнял административные функции, поскольку в нем проживали представители верхушки общества. Например, на одной из усадеб археологи нашли кольчужные кольца, ременные накладки, наконечники стрел и подвеску-топорик, свидетельствующие о том, что на ней проживал профессиональный воин. Также были обнаружены многочисленные стилосы для письма, элементы книжных переплетов (свидетельства грамотности), предметы вооружения, пломбы и большая коллекция мелкой христианской пластики, например, нательные крестики или подвески. Среди них оказалась и редкая находка, представляющая собой равносторонний крест с расширяющимися лопастями и рельефным изображением распятия. Подобные находки относятся к концу X — XI веку.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях российских археологов, проходивших на древнерусских памятниках. Так, ученые нашли в Гнездове подтверждение письменных свидетельств о погребальном обряде русов. А в Старой Руссе недавно обнаружили первую берестяную грамоту в этом сезоне. Она датируется первой половиной XIII века.

Палеогенетики подтвердили родство средневековых жителей Сокотры и населения юга Аравии