Причиной смерти мумифицированной беременной женщины из Древнего Египта назвали рак

Польские антропологи продолжили исследование первой древнеегипетской мумии беременной женщины. Компьютерная томография позволила установить ее вероятную причину смерти. По всей видимости, молодая женщина 20–30 лет, жившая в I веке до нашей эры, скончалась от рака. Об этом сообщает издание Nauka w Polsce.

Развитие методов палеорадиологии, то есть исследований биоархеологических материалов с помощью современных методов визуализации — рентгенографии, компьютерной и магнитно-резонансной томографии, трехмерной реконструкции и некоторых других технологий, внедренных в медицинскую практику в конце XX века, позволило ученым значительно продвинуться в изучении мумифицированных останков. В последние годы этими методами активно исследуют древнеегипетские мумии, что помогло по-новому взглянуть на эволюцию широкого спектра инфекционных и сосудистых заболеваний, а также опухолей. Например, недавнее исследование показало, что 29 из 76 изученных древних египтян страдали от атеросклероза. Кроме того, ученые нашли подтверждения широкого распространения туберкулеза и малярии в Древнем Египте. Другим направлением исследований остается установка причин смерти, например, фараонов, а также проверка экспонатов музейных коллекций на подлинность.

В Национальном музее в Варшаве хранится мумия, подаренная Варшавскому университету еще в 1826 году. Хотя ее точное происхождение остается неизвестным, в газетах того времени сообщалось, что ее обнаружили в царских гробницах в Фивах (в других источниках XIX века указывалось, что ее нашли в пирамиде Хеопса). Первоначально считалось, что это мумия женщины. Но после прочтения иероглифов на саркофаге ученые сделали вывод, что останки принадлежали жрецу Хор-Джехути. Лишь после недавних палеорадиологических исследований все же удалось установить, что мумия действительно представляет собой останки женщины 20–30 лет, жившей в I веке до нашей эры. Более того, ученые выяснили, что на момент смерти она была беременна. Это единственный известный случай преднамеренной мумификации беременной женщины.

Польские ученые продолжили исследование останков этой женщины неинвазивными методами в рамках проекта «Варшавская мумия». Во время подготовки к 3D-печати черепа этой мумии они обратили внимание на большие дефекты на лицевых костях. По мнению антрополога и археолога Мажены Ожарек-Шильке (Marzena Ozarek-Szilke) из Варшавского медицинского университета, они оказались намного больше тех, что обычно возникают в ходе процесса мумификации, когда через нос удаляли головной мозг.

Участвовавший в исследовательском проекте профессор Рафал Стец (Rafal Stez) из онкологической клиники того же вуза подтвердил необычность изменений в костях и выразил предположение, что они могли развиться из-за рака. На это указывают результаты компьютерной томографии. Кроме того, по мнению ученого, молодой возраст умершей и отсутствие каких-либо других выявленных причин смерти с большой долей вероятности могут свидетельствовать об онкологии. Однако окончательный диагноз можно будет дать лишь после гистологического исследования. Если предварительный вывод подтвердится, то ученые попытаются выяснить причину развития заболевания.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях древнеегипетских мумий. Так, археологи нашли мумию парализованной после инсульта женщины. А палеопатологи, изучавшие детские мумии, обнаружили следы отравления свинцом.

Клад восточных монет из Чертово городища датировали первой четвертью IX века