Крысы опылили фейхоа

Главными опылителями фейхоа, растущих на улицах колумбийского города Дуитама, оказались серые крысы. Ученые обнаружили, что эти грызуны при свете дня забираются на цветущие деревья, объедают лепестки цветков и переносят пыльцу с одного растения на другое. Ранее считалось, что фейхоа опыляют только птицы и насекомые. Интересно, что и крысы, и фейхоа попали в Колумбию благодаря человеку — и быстро установили здесь взаимовыгодное сотрудничество. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Ecology.

Млекопитающие могут быть отличными опылителями цветковых растений. Лучше всего с этой задачей справляются нектароядные летучие мыши и крыланы. Однако некоторые представители таких групп, как сумчатые, приматы и грызуны, также посещают цветки в поисках нектара и переносят пыльцу между ними. Например, южноамериканские большеухие опоссумы (Didelphis aurita) опыляют похожее на гриб паразитическое растение Scybalium fungiforme.

Биолог Карлос Матайяна-Пуэрто (Carlos A. Matallana-Puerto) из Педагогического и технологического университета Колумбии и его коллега Жоао Куштодиу Фернандес Кардозу (João Custódio Fernandes Cardoso) из Федерального университета Алфенаса описали новый пример опыления растений млекопитающими. От жителей колумбийского города Дуитама исследователи узнали, что местные серые крысы (Rattus norvegicus) в светлое время суток регулярно залезают на растущие вдоль улиц деревья фейхоа (Feijoa (Acca) sellowiana). Такое поведение наблюдалось в городе на протяжении нескольких десятилетий.

Авторы предположили, что крысы забираются на фейхоа, чтобы полакомиться богатыми энергией лепестками цветков, которые служат для привлечения основных опылителей этих растений — птиц. В таком случае грызуны, возможно, тоже участвуют в опылении этих деревьев. Чтобы проверить данную идею, Матайяна-Пуэрто и Кардозу отправились на улицы Дуитамы и в течение 60 часов наблюдали за 22 цветущими фейхоа. Исследователи фиксировали всех птиц и млекопитающих, которые посещали эти растения.

В общей сложности исследователям удалось выявить визитеров, относящихся к трем видам. Горная эления (Elaenia frantzii), мелкая птица из семейства тиранновых (Tyrannidae), посетила фейхоа один раз, а тропические пересмешники (Mimus gilvus) — пять раз. Однако чаще всего авторы видели на деревьях серых крыс. В общей сложности эти грызуны забирались на цветущие фейхоа 43 раза.

И птицы, и крысы поедали лепестки цветков, не нанося вреда репродуктивным структурам. Судя по всему, прикасаясь к пестикам и тычинкам цветков, элании, пересмешники и крысы опыляли фейхоа. Однако если птицы посещали одно-два дерева за раз и довольно быстро улетали, то грызуны кормились лепестками в течение нескольких часов и успевали за это время обойти не менее трех деревьев. Таким образом, они эффективнее птиц переносят пыльцу с одного растения на другое.

Изучив литературные свидетельства из восьми стран Матайяна-Пуэрто и Кардозу не обнаружили ни одного упоминания о том, что фейхоа могут опыляться крысами или другими млекопитающими. Вместо этого в качестве опылителей упоминались птицы и насекомые.

Обычно опыляемые грызунами цветки отличаются тусклой окраской и сильным запахом, растут на уровне земли, раскрываются по ночам и производят много нектара, однако цветки фейхоа не подходят ни под одну из этих характеристик. Они окрашены в бело-красные цвета, не пахнут, растут в кронах, раскрываются днем, а вместо нектара привлекают опылителей съедобными лепестками. Иными словами, взглянув на цветок фейхоа, ни один ботаник не заподозрил бы, что его опыляют грызуны.

Интересно, что и серые крысы, и фейхоа оказались в Колумбии относительно недавно. Крысы попали сюда из Старого Света с европейскими колонистами, а фейхоа как ценную сельскохозяйственную культуру завезли из Уругвая, Бразилии и Аргентины. Встретившись на улицах колумбийского города, грызуны и деревья смогли быстро установить взаимовыгодное сотрудничество. Правда, для этого крысам пришлось пожертвовать привычным образом жизни. Если обычно эти грызуны прячутся в укромных местах и выходят только по ночам, то ради лепестков фейхоа они перешли к дневной активности и начали в открытую кормиться в древесных кронах. Это не первый пример такого рода. Например, в горах Центральной и Южной Америки колибри научились опылять цветки завезенных из Европы пурпурных наперстянок (Digitalis purpurea) — и у последних от этого удлинились цветки.

Матайяна-Пуэрто и Кардозу отмечают, что городских крыс обычно справедливо считают вредителями и переносчиками инфекций. Однако в Дуитаме они, вероятно, являются настолько важными опылителями фейхоа, что польза от них может перевешивать вред.

Нередко по внешнему виду, запаху и другим особенностям цветка можно точно сказать, кто именно его опыляет. В тесте «Для кого он цветет?» мы предлагаем вам взглянуть на десять цветков и попробовать угадать их опылителей.

Взрослые городские гульманы оказались левшами