Для кого он цветет?

Разберитесь, какие животные опыляют эти цветы

Большинству цветковых растений для опыления нужна помощь животных, с которыми они расплачиваются нектаром и пыльцой — или нагло обманывают. Хотя многие растения полагаются на широкий спектр опылителей, среди них есть и узкие специалисты, привлекающие конкретных животных. Нередко по внешнему виду, запаху и другим особенностям цветка можно сказать, кто именно его опыляет. Мы подготовили для вас тест: взгляните на эти цветки и попробуйте угадать их опылителей.

1. Цветок южноамериканского страстоцвета Passiflora mixta окрашен в розовый цвет, а на дне его венчика, длина которого от 7 до 15 сантиметров, находится нектар. Раскрывается цветок днем. Кто же опыляет это растение?
2. Ангрекум полуторафутовый (Angraecum sesquipedale) растет только в тропических лесах на востоке Мадагаскара. Эту орхидею легко узнать по невероятно длинному шпорцу (части цветка, на дне которой скапливается нектар) — от 27 до 43 сантиметров. По ночам ангрекум издает сильный пряный запах. Кто же переносит его пыльцу?
3. Наземная орхидея Cryptostylis ovata растет только в Западной Австралии. Ее цветки достигают 20-30 миллиметров в длину, не вырабатывают нектара и для человека не пахнут ничем. Кто их опыляет?
4. Связноплодник вонючий (Symplocarpus foetidus) растет на северо-востоке США и юго-востоке Канады. Его соцветия длиной 5-10 сантиметров, окруженные 10–15-сантиметровым покрывалом красноватого цвета, появляются ранней весной. В это время вокруг нередко еще лежит снег — растение растапливает его собственным теплом. Пахнут соцветия и листья связноплодника отвратительно, за что местные жители называют его «скунсовой капустой». Кто опыляет это растение?
5. Лиана Marcgravia eveni растет только в тропических лесах Кубы. Ее богатые нектаром беловато-розовые цветки собираются в своеобразно выглядящие соцветия и распускаются по ночам. Над каждым соцветием располагается сильно вогнутый лист, напоминающий глубокую тарелку, — или даже по два. Для кого создана вся эта странная конструкция?
6. Морская трава Thalassia testudinum, распространенная в Карибском море и Мексиканском заливе — одно из немногих цветковых растений, переселившихся с суши обратно в океан. По ночам беловатые мужские цветки этого вида обильно выделяют слизь, в которой содержится пыльца (на фото ниже изображен цветок близкого вида Thalassia hemprichii, который встречается в Индийском и Тихом океанах). Как опыляется это растение?
7. Белые цветки североамериканского растения Triantha occidentalis растут на длинных стеблях c клейкими волосками. Недавно ботаники выяснили, что волоски трианты используются для ловли и переваривания насекомых. Кем же тогда опыляется это растение?
8. Melanthera nivea, представительница семейства астровых (Asteraceae), широко распространена от юго-восточных штатов США до Бразилии. Одна ее популяция заселила совершенно неожиданное место: окрестности кратера вулкана Масая в Никарагуа. Температура воздуха здесь может достигать 42 градусов по Цельсию, из жерла вулкана периодически вырываются облака двуокиси серы, пепел и тефра, а в довершение ко всему с неба падают кислотные дожди. И, разумеется, вулкан время от времени извергается, выбрасывая лаву. Неудивительно, что растений и животных здесь почти нет. Кто же опыляет M. nivea в этой безжизненной местности?
9. В роде кирказон (Aristolochia) более пятисот разнообразных видов, распространенных в основном в тропиках. Один из них, Aristolochia arborea, встречается в Центральной Америке. Красновато-белые цветки этого невысокого дерева растут гроздьями прямо из коры у основания ствола — и в центре каждого из них можно заметить структуру, немного напоминающую гриб. Более того, цветки пахнут как грибы. Кого именно пытается привлечь кирказон?
10. Необычное растение Guthriea capensis встречается лишь в Драконовых горах на юге Африки, где предпочитает влажные и прохладные участки. Его разнополые цветки выглядят очень невзрачно: они мелкие, зеленоватые и скрыты среди листьев на уровне земли. Однако у них сильный запах, много нектара, а серединка цветка окрашена в оранжевый цвет. Кто их опыляет?