Американцы посчитали лесные пожары из-за погибших на линиях электропередач птиц

Птицы нередко гибнут от удара током на линиях электропередач. При этом их оперение может воспламениться, поджечь траву или сухие ветки и вызвать пожар. Ученые выяснили, что подобное происходит довольно часто. Только за 2014-2018 годы они насчитали в США 44 пожара, спровоцированных гибелью птиц на ЛЭП, причем больше всего — в Калифорнии. В статье для журнала Wildlife Society Bulletin авторы рекомендуют сделать линии электропередач более безопасными для птиц, чтобы снизить риск возгораний.

Природные пожары в последние десятилетия происходят все чаще. В основном это связано с антропогенным изменением климата, из-за которого растет средняя температура воздуха и усиливаются засухи. Однако у пожаров могут быть и другие причины, Например, жители многих тропических стран намеренно выжигают леса и саванны, чтобы расчистить место для нужд сельского хозяйства, а в умеренных широтах пожарам способствует массовая гибель деревьев из-за вредителей и обрыв линий электропередач. В отдельных регионах, в первую очередь в Калифорнии, люди так активно боролись с пожарами в прошлом, что в лесах скопилось очень много горючего материала. Это повышает риск катастрофического распространения огня.

Команда исследователей под руководством Тейлора Барнса (Taylor A. Barnes) из Денверского университета сосредоточила внимание на еще одной причине пожаров. Речь о гибели птиц на линиях электропередач. Обычно пернатые без всякого риска для жизни сидят на проводах, поскольку расстояние между их лапами невелико — а значит, и тело находится под небольшим напряжением. Однако если птица одновременно коснется заземленной опоры ЛЭП и провода или двух проводов — например, во время взлета — она получит смертельный удар током. Особенно часто так погибают пернатые хищники, которые любят использовать столбы линий электропередач в качестве присады для высматривания добычи.

Если оперение погибшей на ЛЭП  и упавшей на землю птицы воспламенилось, оно вполне может стать источником пожара. Такое происходит довольно часто. Например, согласно исследованию, проведенному в Испании, около 2,4 процента лесных пожаров в этой стране начинаются с гибели птицы (или другого животного) от удара током. О похожих случаях сообщается в США, Азии, Австралии и Южной Америке.

Барн с соавторами решили выяснить, где именно в США чаще всего происходят природные пожары, спровоцированные гибелью птиц на линиях электропередач. Для этого они обратились к Google Alert, где искали упоминания обо всех подобных случаях, произошедших в стране за 2014-2018 годы. В результате исследователям удалось обнаружить свидетельства 44 пожаров, которые начались с поражения птицы током. 36 из них, что соответствует 82 процентам, привели к выгоранию растительности на медианной площади 1,2 гектара.

Чаще всего такие пожары случались в пустынях и полупустынях (9 пожаров), на Великих равнинах (10) и в частях Калифорнии со средиземноморским климатом (12). Если учитывать размер каждого экорегиона США, то рекордсменом по числу пожаров, вызванных гибелью птиц на ЛЭП, следует считать части Калифорнии со средиземноморским климатом. Здесь же наблюдается самая высокая плотность подобных пожаров (0,073 на 1000 квадратных километров).

По словам Барнса и его соавторов, полученные результаты должны быть учтены энергетическими компаниями, особенно в Калифорнии, которая в последние годы сильно страдает от пожаров. Чтобы сократить число пожаров и связанные с ними финансовые издержки, операторам ЛЭП следует обезопасить опоры для птиц. Для этого можно использовать птицезащитные устройства, которые не позволяют пернатым одновременно соприкасаться с проводом и заземленным столбом.

Взаимоотношения между птицами и лесными пожарами могут быть довольно сложными. Например, недавно орнитологи выяснили, что репертуар самцов желтоголового лесного певуна (Setophaga occidentalis) становится разнообразнее, если лес, в котором они обитают, в течение последних десяти лет пострадал от пожара. Вероятно, пожары заставляют лесных певунов активнее расселяться, благодаря чему носители разных диалектов смешиваются и общее разнообразие песен растет.

Галлицы опылили крошечные цветки орхидеи оберонии