Лесные пожары разнообразили репертуар лесных певунов

Репертуар самцов желтоголового лесного певуна становится разнообразнее, если лес, в котором они обитают, в течение последних десяти лет пострадал от пожара. К такому выводу пришли орнитологи, исследовав пение 1588 самцов по всей Калифорнии. В статье для журнала The Auk авторы предполагают, что пожары заставляют лесных певунов активнее расселяться. В результате носители разных диалектов смешиваются и общее разнообразие песен растет.

Орнитологи давно заметили, что изменения окружающей среды оказывают серьезное влияние на пение птиц. Например, видам, освоившим города, приходится подстраивать свои песни под высокий уровень городского шума. А резкое сокращение численности гавайских цветочниц (Drepanidini), которое произошло по вине завезенных человеком видов, заметно обеднило их репертуар.

Команда исследователей во главе с Бреттом Фернесом (Brett J Furnas) из Калифорнийского департамента охраны рыбных ресурсов и дикой природы решила выяснить, как влияют на пение птиц лесные пожары. Они сосредоточили внимание на желтоголовом лесном певуне (Setophaga occidentalis) — небольшой воробьиной птице из семейства древесниц (Parulidae), которая населяет леса на западе США.

Самцы этого вида исполняют песни двух разных типов, один из которых служит для привлечения самок, а второй — для маркировки территории. Интересно, что первый тип чрезвычайно унифицирован: большинство самцов в определенной местности поют очень похожие песни первого типа, в то время как набор песен второго типа может сильно отличаться от особи к особи.

С 2009 по 2014 год исследователи записали пение 1588 самцов желтоголовых лесных певунов в 101 точке по всей Калифорнии. Их интересовали исключительно песни первого типа. Анализ позволил разделить их на 35 диалектов, каждый из которых был характерен для субпопуляции из леса определенного типа. Например, диалекты A3, A4, B1 и B2 доминируют в лесах из секвой (Sequoia sempervirens). По мнению авторов, отличия между диалектами не связаны с акустическими особенностями разных лесов. Скорее они отражают стратегии добычи пищи у живущих в них птиц.

Кроме того, исследователи обнаружили связь между разнообразием репертуара певунов и недавней экологической историей местности, в которой они живут. Если в течение предыдущих десяти лет в определенной точке прошел лесной пожар, местные самцы певунов с большей вероятностью будут петь разные варианты песен.

В 2019 году авторы повторно посетили десять точек, где записывали голоса в начале исследования. Оказалось, что на тех из них, где прошли пожары, разнообразие песен, исполняемых разными самцами певунов, стало выше. Также авторы обнаружили, что за десять лет репертуар птиц немного изменился под воздействием культурного сдвига.

Желтоголовые лесные певуны считаются очень чувствительными даже к слабым лесным пожарам. В то же время, в долгосрочной перспективе они скорее извлекают пользу из изменений в структуре леса после прохождения огня. По мнению авторов, пожары заставляют часть особей покидать родные места и отправляться на поиски нового дома. На их место прибывают самцы из лесов другого типа, которые несут с собой новые диалекты песен. В результате носители разных диалектов смешиваются, а репертуар на определенной точке становится более разнообразным. Таким образом, периодические пожары поддерживают баланс между специализацией отдельных субпопуляций и единством вида.

Хотя периодические пожары — нормальное явление во многих регионах, из-за изменений климата и беспечности человека их частота растет. О том, почему возникают пожары, кто следит за их появлением и как с этим связана пандемия COVID-19, мы подробно рассказывали в материале «Угроза задымления».

Врачи извлекли из мозга австралийки паразитического червя питонов