Во всех мировых лесных биомах в XXI веке наблюдался рост потери лесов по причине пожаров, который составил в среднем 26-29 процентов. Снижались такие потери только в трех странах мира — Китае, Казахстане и Великобритании. Наибольшие потери приходятся на бореальные леса Евразии и Северной Америки: 42-45 и 26-27 процентов общемировых потерь соответственно. Статья опубликована в журнале Frontiers in Remote Sensing.
Рост средней температуры воздуха и усиление засух на протяжении последних десятилетия повысили риск возникновения лесных пожаров. К концу века интенсивность пожаров и продолжительность их сезонов может увеличиться по всему миру, особенно в бореальных широтах. При этом взаимодействие социальных и экологических факторов создает неопределенность в оценках и приводит к региональным различиям. Люди целенаправленно тушат пожары, но их хозяйственная деятельность снижает устойчивость лесов к пожарам, а в таежных лесах редкие пожары считаются частью нормальной динамики экосистем. Некоторым организмам и вовсе пожары выгодны — подробнее об этом можно прочитать в нашем материале «Некоторые любят погорячее».
Ученые под руководством Александры Тюкавиной (Alexandra Tyukavina) из Мэрилендского университета в Колледж-Парке составили первую спутниковую карту потерь лесов, которые наблюдались с 2001 по 2019 годы в связи с пожарами и другими причинами, с разрешением 30 метров.
Оказалось, что потери лесов по причине пожаров составили 26-29 процентов от общих (предыдущие оценки не превышали 18-25 процентов). Региональные оценки составляют от двух процентов в Африке до 58-61 процента в Австралии и Океании. По биомам самая высокая усредненная доля потерь лесов из-за пожаров приходится на бореальные леса (69–73 процента), за ними следуют субтропические (19–22 процента), умеренные (17–21 процент) и тропические леса (7–9 процентов). В целом в мире 68-72 процента общих потерь лесов по причине пожаров приходится на бореальную зону: 42-45 процентов на тайгу в Евразии и 26-27 процентов на тайгу в Северной Америке.
При этом ни в одной климатической зоне не наблюдалось снижение потерь лесов из-за пожаров — напротив, везде было отмечен рост таких потерь, даже во влажных тропиках. Странами, в которых подобный рост не наблюдался, оказались Индонезия, Колумбия, Эквадор и Венесуэла. Снижались потери леса из-за пожаров только в трех странах — в Китае, Казахстане и Великобритании. В прочих странах в течение XXI века они росли, наиболее быстрыми темпами — в России и Канаде.
Число пожаров к концу века может вырасти по самым неожиданным причинам. Например, в Арктике площадь пожаров, вызванных ударами молний по растительному покрову, вырастет на 158±96 процентов, из-за увеличения частоты вспышек молний.
Марина Попова
Обычно представители ее вида серые, ржаво-коричневые или черные
Министерство охраны окружающей среды Новой Зеландии сообщило о находке очень необычного насекомого. Сотрудники ведомства проводили ежегодный учет численности нелетающих кобылок Sigaus robustus, редких представителей отряда прямокрылых (Orthoptera), которые обитают только на речных берегах в бассейне Маккензи — межгорной местности в центре новозеландского Южного острова. У озера Текапо специалисты заметили самку этого вида, окрашенную в темно-розовый цвет. Она сидела на камне и грелась на солнце. Обычно кобылки S. robustus серые, ржаво-коричневые или — крайне редко — черные. Такая окраска позволяет этим насекомым визуально сливаться с камнями и валунами, среди которых они живут, делая их незаметными для хищников. Судя по всему, расцветка розовой самки объясняется чрезмерной выработкой красного пигмента. Это нарушение окраски известно как эритризм. У прямокрылых оно встречается довольно часто, например, у разных видов [note=5167|настоящих саранчовых] (Acrididae) и настоящих кузнечиков (Tettigoniidae).