Изотопы азота указали на высокое положение мегалодона в цепи питания

Исследователи проанализировали содержание стабильных изотопов азота в зубах мегалодона и пришли к выводу, что он занимал очень высокий трофический уровень. В статье, опубликованной в журнале Science Advances, авторы отмечают, что его уровень был выше, чем у других акул, как ископаемых, так и современных, а также выше, чем у современных морских млекопитающих.

Гигантская акула мегалодон (Otodus megalodon), которая достигала не менее 15 метров в длину, вымерла примерно 3,6 миллиона лет назад. Палеонтологи активно спорят о том, почему исчез этот вид. Среди возможных причин называют исчезновение добычи — небольших усатых китов — и конкуренцию с большой белой акулой (Carcharodon carcharias).

В мае этого года Джереми Маккормак (Jeremy McCormack) и его коллеги рассказали о результатах работы по определению трофического уровня мегалодона. Исследователи проанализировали соотношение стабильных изотопов цинка в зубах современных и вымерших акул и пришли к выводу, что трофический уровень мегалодона перекрывался с таковым у древней большой белой акулы.

Таким образом, их результаты подтвердили предположение о том, что конкуренция могла привести к вымиранию мегалодона. Кроме того, Маккормак и его коллеги выяснили, что трофический уровень обоих видов был довольно низким. Авторы предположили, что эти акулы охотились на добычу низкого трофического уровня, например на усатых китов, как это и предполагалось ранее для мегалодона.

Эмма Каст (Emma R. Kast) из Кембриджского университета и ее коллеги из Германии, США и Швейцарии, в том числе некоторые соавторы Маккормака, решили выяснить трофический уровень мегалодона при помощи анализа изотопов другого элемента — азота.

Соотношение стабильных изотопов 15N и 14N, обозначаемое как δ15N, часто используют для определения трофического уровня, так как значение δ15N увеличивается с каждым уровнем примерно на три промилле. Обычно для анализа ученые используют коллаген, однако он плохо сохраняется в ископаемом состоянии. Но азот, пусть и в очень низких концентрациях, содержится в энамелоиде акул (аналоге эмали), поэтому исследователи проанализировали содержание изотопов азота в этой ткани. Ученые исследовали зубы не только мегалодона, но и других вымерших акул, а также современных видов.

Результаты показали, что мегалодон находился на очень высоком трофическом уровне, хотя некоторые особи занимали и более низкие уровни. Максимальное значение δ15N у мегалодона было выше, чем у любых других исследованных видов акул, как вымерших, так и современных. Более того, оно было выше, чем у современных морских млекопитающих, таких как белый медведь (Ursus maritimus) и косатка (Orcinus orca).

Одно из возможных объяснений таких высоких значений δ15N заключается в том, что мегалодоны могли охотиться на представителей своего вида, а также на детенышей млекопитающих, которые еще питались молоком.

Таким образом, эти результаты противоречат выводам команды Маккормака. Усатые киты, согласно данным Каст и ее коллег, не были основой рациона мегалодона. Кроме того, эти результаты показывают, что между мегалодоном и большой белой акулой конкуренция отсутствовала. Однако авторы отмечают, что молодняк мегалодона все же мог конкурировать с белыми акулами, но чтобы проверить это, нужны дополнительные исследования.

После публикации заметки Эмма Каст ответила на вопрос N + 1 о возможных причинах разницы в результатах двух работ. По словам Каст, есть вероятность, что при помощи анализа изотопов азота они выявили не весь диапазон трофических уровней большой белой акулы. Но автор отмечает, что это не может полностью объяснить разницу в результатах. Поэтому, возможно, дело в том, что метод с использованием изотопов цинка может быть менее чувствительным по отношению к высоким трофическим уровням. Однако это все предположения, поэтому необходимы дальнейшие исследования, заключает Каст.

Ранее мы рассказывали о том, как при помощи анализа изотопов азота ученые выяснили, что вымерший гигантский ленивец милодон (Mylodon darwinii) иногда включал в свой рацион мясо.

Девонская панцирная рыба оказалась обладательницей рекордно длинной нижней челюсти