Изотопы цинка указали на конкуренцию между мегалодоном и большой белой акулой

Ученые проанализировали соотношение изотопов цинка в зубах современных и ископаемых акул и пришли к выводу, что в раннем плиоцене (примерно 5,3–3,6 миллиона лет назад) гигантская акула мегалодон конкурировала с большой белой акулой. В статье, опубликованной в журнале Nature Communications, исследователи отмечают, что эта конкуренция могла стать одной из причин вымирания мегалодона.

Мегалодон (Otodus megalodon) появился в раннем миоцене (23,03–15,97 миллиона лет назад), а исчез примерно на границе раннего и позднего плиоцена (3,6 миллиона лет назад). Это был гигантский хищник, который достигал не менее 15 метров в длину — отдельные особи, вероятно, могли вырастать до 20 метров.

У мегалодона, как и у других акул, скелет состоял из хряща, поэтому палеонтологам известны только его зубы и кальцифицированные тела позвонков. Из-за этого сложно определить, как именно мегалодон выглядел. В 2020 году палеонтологи представили реконструкцию мегалодона, основанную на пяти видах современных ламнообразных акул. Однако недавно эту работу раскритиковали другие ученые, которые заявили, что на данный момент все же невозможно определить пропорции и форму тела этой гигантской акулы.

Мегалодон мог охотиться на разнообразную добычу, но, судя по следам укусов на костях вымерших млекопитающих, значительную часть его рациона составляли небольшие усатые киты (Mysticeti). Ученые предполагают, что их исчезновение могло быть одной из причин вымирания мегалодона — среди прочих причин также называют изменения климата и конкуренцию с большой белой акулой (Carcharodon carcharias), которая была лучше приспособлена к охоте на млекопитающих, чем другие представители рода Carcharodon.

Джереми Маккормак (Jeremy McCormack) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка в Лейпциге и его коллеги из Германии, Израиля, Норвегии, США и Франции решили выяснить, действительно ли была конкуренция между мегалодоном и большой белой акулой. Для определения трофического уровня этих акул исследователи решили использовать соотношение изотопов 66Zn и 64Zn, которое обозначается как δ66Zn. Ранее было показано, что это хороший индикатор трофического уровня у млекопитающих: чем ниже его значение, тем более высокое положение в трофической цепи занимает организм. Авторы решили сосредоточиться на цинке, так как он включается в состав гидроксиапатита (основного неорганического компонента костей и зубов), который хорошо сохраняется в ископаемом состоянии.

Сначала исследователи проанализировали уровни δ66Zn в зубах и жаберных тычинках современных акул, а также костистых рыб. Cвязь между δ66Zn и трофическим уровнем подтвердилась, причем географическое положение не играло роли. Затем ученые проанализировали δ66Zn в энамелоиде зубов ископаемых акул. Оказалось, что у многих вымерших видов значения δ66Zn напоминали таковые у современных родственников. Это говорит о том, что диагенетические изменения при фоссилизации не влияют на соотношение изотопов цинка.

Результаты показали, что в раннем миоцене у родов Otodus (в работе представлен видом O. chubutensis) и Carcharodon (представлен C. hastalis) были разные трофические уровни. Однако в раннем плиоцене (примерно 5,3–3,6 миллиона лет назад) у O. megalodon (то есть у мегалодона) трофический уровень понизился — и стал перекрываться с таковым у большой белой акулы, особенно в Атлантике.

Авторы объясняют высокое значение δ66Zn у мегалодона и большой белой акулы в раннем плиоцене тем, что они охотились на млекопитающих низкого трофического уровня — небольших усатых китов, питающихся планктоном (что согласуется с предыдущей работой по мегалодону). Однако это не означает, что рацион у них был полностью одинаковый: вполне возможно, что эти акулы специализировались на разных видах млекопитающих. Но все же отчасти их интересы пересекались — и конкуренция могла стать одной из причин исчезновения мегалодона.

Ранее мы писали о том, что зубы мегалодона нашли отражение в мифах и легендах индейцев Мезоамерики.

«Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные»