В комплексе доинкских храмов нашли 3000-летнюю галерею с каменными чашами

Археологи, ведущие исследования руин доинкского храмового комплекса Чавин-де-Уантар в Перу, обнаружили в сети его внутренних помещений галерею, которая относится к раннему периоду существования святилища. Ее возраст оценивается примерно в 3000 лет. Внутри галереи были найдены две церемониальные каменные чаши, одна из которых выполнена в виде фигуры кондора. О находках сообщает пресс-релиз Министерства культуры Перу, а также рассказывает статья на сайте горнодобывающей компании Antamina, при поддержке которой ведутся археологические изыскания.

Входящий с 1985 года в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО Чавин-де-Уантар — это комплекс монументальных построек, расположенный на территории региона Анкаш в 462 километрах к северо-западу от Лимы, в Перуанских Андах, на высоте около 3180 метров. Ученые полагают, что здесь был культовый, и, по-видимому, политический центр обширной области, и по этому памятнику названа одна из крупнейших археологических культур доинкского Перу — культура Чавин, существовавшая приблизительно в 1200–500 годах до нашей эры. Ее представители сооружали оросительные каналы и террасы, выращивали кукурузу, батат, киноа и другие культурные растения, разводили лам и альпак, а также освоили изготовление керамики и металлургию золота.

Сложную архитектурную композицию комплекса Чавин-де-Уантар образуют несколько платформ, сложенных из каменных блоков с применением раствора и со следами цветной штукатурки. Они были украшены рельефами и скульптурными элементами. Это так называемые Старый и Новый храмы, к которым примыкают дополнительные постройки и несколько площадей. В настоящее время ученые насчитывают в истории возведения Чавин-де-Уантар 15 фаз. Самую раннюю фазу датируют приблизительно 1200 годом до нашей эры, затем наиболее интенсивное строительство велось между 1000 и 800 годами до нашей эры, а в последующие три столетия исследователи отмечают относительный архитектурный застой. После 500 года до нашей эры комплекс пришел в упадок.

Сооружения Чавин-де-Уантар содержат целую сеть выложенных камнем проходов, комнат и лестниц, сообщающихся между собой и с наружным пространством через систему вентиляционных и дренажных каналов. В 2005 году ученые в рамках разработанной в Стэнфордском университете Программы археологических исследований и сохранения Чавин-де-Уантар приступили к построению трехмерной цифровой модели комплекса с применением технологии лазерного сканирования. С 2008 года ведутся акустические исследования внутренних помещений. Кроме того, в 2018 году археологи начали изучать их с помощью дистанционно управляемых роботизированных мобильных камер и обнаружили около 30 новых туннелей, а также несколько погребений людей, возможно, принесенных в жертву. Годом позже одна из мобильных камер, находясь в узком (около 40 сантиметров) вентиляционном канале, показала, что он сообщается с неизвестным ранее помещением, и получила снимок находящегося внутри него предмета, который ученые не смогли идентифицировать. Однако работы прервались из-за начавшейся пандемии COVID-19.

В 2022 году американские и перуанские ученые во главе с Джоном Риком (John Rick) из Стэнфордского университета возобновили исследования в сотрудничестве с местной горнодобывающей компанией Antamina, которая уже на протяжении 15 лет осуществляет финансовую поддержку археологов в Чавин-де-Уантар. Ученым удалось проникнуть в помещение, обнаруженное роботизированной камерой. Оно представляет собой еще одну галерею, стены и перекрытие которой сложены из тесаных каменных блоков. Эта галерея пронизывает толщу так называемого Здания D, пристроенного с восточной стороны к основному архитектурному комплексу.

Неопознанный предмет оказался резной каменной чашей весом 17 килограмм, выполненной в виде стилизованной фигуры кондора. С одной стороны чашу украшает скульптурная голова птицы, с противоположной — выгравирован хвост, а по бокам вырезаны крылья. Кроме нее, в галерее нашли еще одну каменную чашу без украшений. Размеры обоих церемониальных сосудов одинаковы: высота составляет 25 сантиметров, а диаметр — около 30 сантиметров. В честь находки обследованное помещение уже получило название Галереи Кондора.

Доктор Рик и его коллеги оценивают возраст галереи приблизительно в 3000 лет. Именно тогда, на рубеже II–I тысячелетий до нашей эры, по данным радиоуглеродного анализа, к первоначальному комплексу было пристроено Здание D. В это время, еще на ранней фазе существования Чавин-де-Уантар, здесь началось активное строительство. По мнению исследователей, оно было связано с формированием влиятельной жреческой элиты и наступлением эпохи консолидации местного общества, которая привела к расцвету культуры Чавин в первой половине I тысячелетия до нашей эры.

Археологи регулярно сообщают о находках в Перу, датируемых доинкским временем. Ранее N + 1 рассказывал о том, как ученые раскопали здесь древнейшее кирпичное сооружение в Америке, выяснили, что алкогольные пиршества помогали элите культуры Уари расширить свое влияние, и обнаружили у индейцев этой культуры человеческие жертвоприношения.

Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры