Неандертальскому ребенку диагностировали синдром Дауна

Несмотря на проблемы, он прожил около шести лет

Палеоантропологи из Испании и США исследовали фрагмент височной кости, обнаруженный в коллекции находок из памятника Кова-Негра. Ученые реконструировали внутреннее ухо этого древнего человека, по строению которого они с высокой вероятностью определили, что кость принадлежала юному неандертальцу. По всей видимости, из-за патологий ребенок страдал от тугоухости и вестибулярных расстройств. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Science Advances, скорее всего, у этого неандертальца был синдром Дауна. Несмотря на это, он прожил около шести лет.

В испанской провинции Валенсия находится важный археологический памятник эпохи среднего палеолита — стоянка Кова-Негра. Начиная с 20-х годов прошлого века, археологи неоднократно проводили раскопки в этой пещере и обнаружили в ней, среди прочего, останки нескольких неандертальцев. В общей сложности здесь нашли больше двух десятков костей и зубов, принадлежавших нескольким индивидам.

Чуть больше десяти лет назад ученые сообщили, что во время повторного исследования находок из пещеры Кова-Негра, сделанных еще в 1989 году, они выявили детский зуб и два фрагмента черепов взрослого индивида и ребенка. Причем тогда отмечалось, что на этих костях есть отметины, которые в одном случае, по-видимому, представляли собой следы зубов хищного животного, а в другом — порез, сделанный каменным орудием.

Теперь Мерседес Конде-Вальверде (Mercedes Conde-Valverde) из Университета Алькалы совместно с коллегами из Испании и США представила результаты исследования одной из этих трех находок. Она представляет собой фрагмент детской височной кости, который нашли в перемешанных отложениях, в которых встречались как материалы эпохи среднего палеолита (около 77 процентов), так и верхнего (около 23 процентов). Поэтому для начала исследователи поставили себе задачу определить, какому виду древних людей принадлежала эта находка.

Чтобы это выяснить, ученые сделали микрокомпьютерную томографию окаменелости, а затем на основе полученных снимков сделали цифровую реконструкцию внутреннего уха этого древнего человека. Проанализировав его форму, палеоантропологи определили, что с высокой степенью вероятности (94 процента) найденная кость принадлежала неандертальцу, которому на момент смерти, по их оценкам, было около шести лет.

Затем ученые провели палеопатологическое исследование и выяснили, что у этого ребенка была дисплазия латерального полукружного канала и расширенный вестибулярный водопровод. Эти аномалии развития, скорее всего, стали причиной тугоухости и вызывали серьезные вестибулярные расстройства. По мнению исследователей, вероятно, у этого неандертальского ребенка был синдром Дауна, который проявлялся и в виде других нарушений. Видимо, в течение жизни ему требовался постоянный уход, который обеспечивали члены его коллектива, в результате чего он сумел прожить как минимум шесть лет.

Не только неандертальцы, но и древние кроманьонцы заботились о своих близких. Например, на Калимантане ученые нашли останки юноши, который больше 30 тысяч лет назад как минимум шесть–девять лет прожил после того, как ему кто-то хирургически ампутировал часть левой ноги.

Генетики пересчитали время смешения предков современных людей и неандертальцев