В янтаре из Мьянмы возрастом 99 миллионов лет нашли четыре вида клопов-землекопов

В бирманском янтаре, возраст которого оценивается примерно в 99 миллионов лет, палеоэнтомологи нашли четыре новых вида земляных щитников, или клопов-землекопов. У двух из них исследователи обнаружили адаптации к полноценному роющему образу жизни — впервые среди ископаемых представителей этой группы. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.

Земляные щитники, или клопы-землекопы (Cydnidae) — семейство клопов, большинство видов которых в той или иной степени связаны с почвой. Однако мало что известно о том, когда именно у них возникли адаптации к роющему образу жизни. В палеонтологической летописи земляные щитники известны с раннего мела до раннего миоцена, но у этих ископаемых представителей либо нет адаптаций к жизни в почве, либо они слабо выражены.

Палеоэнтомологи из Китая и США под руководством Юньчжи Яо (Yunzhi Yao) из Столичного педагогического университета в Пекине описали четыре новых вида земляных щитников из бирманского янтаря возрастом около 99 миллионов лет, который добывают на севере Мьянмы. Ученые назвали их Acanthamnestus atridorsus, A. ovoideus, Laevigemma lisorum и Quinalveus hui.

Исследователи отмечают, что у современных клопов на роющий образ жизни указывают два признака: во-первых, уплощенная голова, несущая шиповидные и волосовидные щетинки; во-вторых, уплощенные и расширенные дистальные концы голеней первой пары конечностей — и голени при этом усеяны толстыми шипиками.
На основе степени выраженности этих признаков авторы выделили три морфотипа среди современных и ископаемых земляных щитников. У первого морфотипа все перечисленные признаки отсутствуют. У второго имеется уплощенная голова, но на ней присутствуют только волосовидные щетинки; голени при этом покрыты тонкими шипиками, а их дистальные концы только слегка расширены. Наконец, у третьего морфотипа все признаки развиты в полной мере.

Современные представители первого морфотипа живут в основном на растениях, представители второго способны к рытью, но обитают преимущественно на поверхности почвы, а представители третьего морфотипа — типичные почвенные обитатели. Исследователи считают, что все это было характерно и для ископаемых земляных щитников. Виды L. lisorum и Q. hui ученые отнесли ко второму, а A. atridorsus и A. ovoideus — к третьему морфотипу. Таким образом, в палеонтологической летописи впервые обнаружены настоящие копатели среди земляных щитников.

Филогенетический анализ показал, что род Acanthamnestus относится к подсемейству Amnestinae. Некоторые современные виды этого подсемейства (из рода Amnestus) обитают в почве рядом с растениями семейства тутовых (Moraceae), такими как инжир, и питаются их упавшими плодами. Авторы отмечают, что ареалы ископаемых амнестин пересекаются с ареалами ископаемых тутовых (или их примитивных родственников). Это говорит о том, что эти организмы могли быть тесно связаны уже в меловом периоде. Более того, возможно, что именно питание упавшими плодами тутовых и способствовало переходу к роющему образу жизни у амнестин (авторы считают, что у разных групп земляных щитников адаптации к жизни в почве появились независимо).

Недавно мы писали о находке в бирманском янтаре термита-валькирии — крылатой особи с признаками солдат.

Недалеко от Рима нашли останки девяти съеденных пещерными гиенами неандертальцев