Палеогенетики впервые прочитали полный геном помпейца

Палеогенетики и биоархеологи исследовали останки двух жителей Помпей — мужчины 35–40 лет и женщины старше 50 лет. Им удалось прочитать полный геном первого индивида с достаточным для дальнейших анализов покрытием. Хотя митохондриальная и Y-хромосомная гаплогруппы этого человека ранее не встречались у жителей Италии времен Римской империи, метод главных компонент указал на его местное происхождение. Кроме того, палеопатологическое и палеогенетическое исследования показали, что мужчина страдал от туберкулеза позвоночника. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Извержение Везувия 79 года законсервировало пеплом целые города. Безусловно, самым известным среди них оказался небольшой приморский город Помпеи, раскопки которого ведутся с 1748 года. Помимо него, а также нескольких других городков, например, Геркуланума, о котором можно прочитать в нашем материале «Законсервировано вулканом», Везувий уничтожил множество мелких поселений и сельскохозяйственных вилл.

За эти годы археологам удалось раскопать в Помпеях многочисленные постройки, включая прекрасно сохранившиеся жилые дома или древнеримскую закусочную (подробнее о них можно прочитать в материалах «Лучшие дома Помпей» и «Термополий — забегаловка античных Помпей»), многочисленные артефакты, а также останки людей. Хотя большинство жителей этого города бежало от извержения в первый же день, часть людей решила остаться и переждать катастрофу дома или собралась покинуть Помпеи слишком поздно. Прошлые исследования этих останков показали, что в некоторых из них сохранилась митохондриальная ДНК, небольшие фрагменты которой удавалось извлечь с помощью ПЦР.

Группа ученых из Бразилии, Дании, Италии и США под руководством Фабио Маччарди (Fabio Macciardi) из Калифорнийского университета в Ирвайне изучила биоархеологическими и палеогенетическими методами останки двух людей, найденные в Помпеях во время раскопок Дома кузнеца (Casa del Fabbro). Остеологическое исследование показало, что один индивид был мужчиной ростом 164,3 сантиметра, который умер в возрасте от 35 до 40 лет, а второй — женщиной ростом 153,1 сантиметра, погибшей в возрасте более 50 лет.

Палеогенетикам удалось прочитать ДНК, извлеченную из останков обоих людей. Однако качество покрытия геномов оказалось невысоким — 0,4 и 0,0013 раза. Поэтому подробно был проанализирован лишь более качественно прочтенный геном, который принадлежал первому индивиду. Генетическое исследование подтвердило первоначальные выводы, что он был мужчиной, который принадлежал к митохондриальной гаплогруппе HV0a. Примечательно, что эта митохондриальная линия отсутствует среди ранее исследованных геномов людей из Римской империи. Однако в Европе гаплогруппа HV встречалась еще со времен позднего палеолита, а ее распространение, видимо, связано с расселением людей после максимума последнего оледенения. Гаплогруппа HV0a сформировалась около 12,5–11 тысяч лет назад и в настоящее время встречается на Сардинии.

Дальнейший анализ показал, что по отцовской линии мужчина принадлежал к редкой Y-хромосомной линии A-M13 (A1b1b2b), которая не известна среди других древних людей с Апеннинского полуострова. В основном она встречается в Восточной Африке, на которую приходится около 40 процентов известных случаев, реже — на Ближнем Востоке и на островах Сардиния, Кипр и Лесбос.

Палеогенетики сравнили полученный геном мужчины из Помпей с ранее опубликованными последовательностями древних и современных людей. Методом главных компонент они выяснили, что индивид был генетически близок к другим людям из Италии времен Римской империи. Анализ примеси позволил молекулярным биологам представить предковые группы индивида из Помпей следующим образом: неолитическое население Анатолии — 51,6±7,8 процента, неолитическое население Ирана — 30,5±8,1 процента, население евразийских степей бронзового века (ямная культура) — 13,5±8 процентов, западноевропейские охотники-собиратели — 4,4±5,4 процента.

Палеопатологическое исследование позволило выяснить, что мужчина из Помпей страдал от болезни Потта (туберкулеза позвоночника), которая вызвала поражения костей скелета. Этот диагноз, поставленный в том числе после анализа цифровой рентгенограммы, ученым удалось подтвердить и палеогенетическим методом — они обнаружили фрагменты ДНК древнего патогена, которые однозначно относятся к палочке Коха (Mycobacterium tuberculosis).

Ученые заключили, что в результате работы им удалось впервые секвенировать полный геном жителя Помпей. Они отметили, что этот человек оказался генетически близок к существующим средиземноморским народам, особенно — к жителям Центральной Италии и Сардинии.

На N + 1 можно подробно узнать и о других исследованиях, посвященных Помпеям. Так, в прошлом году стало известно, что небогатые жители этого города могли позволить себе яйца кур и куропаток. Кроме того, археологи нашли законсервированную церемониальную повозку, гробницу с мумией и комнату рабов.

В Турции нашли 4700-летний амулет из метеоритного железа