Археологи обнаружили в Помпеях гробницу с мумией

Parco archeologico di Pompei

Испанские археологи открыли в Помпеях гробницу с мумифицированными останками. Сохранившаяся надгробная надпись позволила восстановить имя и социальный статус похороненного. О находке сообщается на сайте Археологического парка Помпей.

В античное время некрополи располагались вдоль дорог за городскими стенами. Помпеи не исключение: почти за всеми воротами города расположены целые улицы разнокалиберных захоронений. Сарносский некрополь находится за Сарносскими воротами — это название современное, данное по направлению дороги от ворот в сторону реки Сарно. Древнее кладбище отделяет от Помпей линия железной дороги, поэтому оно пока недоступно для осмотра посетителям археологического парка. Но руководство Помпей уже работает над технической и юридической возможностью включить некрополь в зону, доступную для туристов.

Археологи из Университета Валенсии под руководством профессора Льоренса Алапона (Llorenç Alapont) во время раскопок некрополя у Сарносских ворот Помпей обнаружили хорошо сохранившуюся каменную гробницу. По мнению специалистов, она относится к последним десятилетиям жизни города. Надпись на мраморной плите, укрепленной на фасаде гробницы, содержала имя усопшего — Марк Венерий Секундий. Кроме того, на стенах гробницы сохранились следы росписи — зеленые растения на синем фоне.


Имя Марка Венерия Секундия также известно из восковых табличек знаменитого помпейского юриста Цецилия Юкунда. Надпись дает дополнительные сведения о нем: общественный раб и кустос (кустод) — смотритель или сторож помпейского храма Венеры. С течением времени Венерий получил свободу и, будучи вольноотпущенником, стал членом коллегии августалов — единственной жреческой коллегии, доступной бывшим рабам. В Римской империи жрецы-августалы обслуживали культ императорской семьи. В Помпеях в их «епархию» входили три храма — храм Общественных Ларов и храм Веспасиана на Форуме и храм Фортуны Августа.

Особенно замечательным новый директор Археологического парка Помпей Габриэль Цухтригель считает упоминание в надписи, что Марк Венерий Секундий давал «греческие и латинские игры на четыре дня». Это значит, что он организовал театральные выступления на двух языках. И эта ремарка — единственная из письменных свидетельств о том, что в Помпеях проходили представления на греческом языке, о которых историкам было известно из косвенных упоминаний. Данный факт (как и монументальная гробница), по словам археологов, показывает, насколько богатыми могли стать вольноотпущенники.


Еще более интересным специалисты сочли само погребение. В ограде гробницы размещены две погребальные урны, одна из которых содержит прах женщины по имени Новия Амабилес. Ее имя указано на антропоморфном надгробии рядом. Кем она могла приходится Венерию, пока сказать нельзя.


Несмотря на то, что наиболее распространенным погребальным обрядом у древних римлян была кремация, августал Венерий был похоронен в небольшой камере размером 1,6×2,4 метра. Такую практику специалисты называют ингумацией, и, по их словам, скелет Венерия можно считать одним из наиболее хорошо сохранившихся костяков древних помпейцев. Первоначальный анализ костей, который провела антрополог Археологического парка Помпей Валерия Аморетти (Valeria Amoretti), показал, что августал умер в возрасте более 60 лет — довольно серьезном для древних римлян и особенно бывшего раба. Герметично закрытая среда погребальной камеры обеспечила особые условия для сохранения тела — антрополог обнаружила пряди волос и мумифицированное ухо. Является ли мумификация умышленной или случайной, на данном этапе исследований однозначно решить невозможно. Но археологи возлагают надежды на найденные в гробницы фрагменты текстиля. Поскольку, по словам профессора Алапона, известно, что в мумификации использовали ткани определенного вида и специально изготовленные снадобья, анализ находок может помочь в установлении факта мумифицирования или его отсутствия.

Останки Марка Венерия Секунда были отправлены в Лабораторию прикладных исследований Помпей, где будут подвергнуты дальнейшим исследованиям.

В материале «Гробница неизвестного благодетеля» мы рассказывали о другой монументальной помпейской гробнице, чья четырехметровая мраморная эпитафия позволила осветить многие моменты истории Помпей.

Юлли Улетова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.