Орнитологи выяснили, что галки принимают решение покинуть место ночевки, основываясь на результатах голосования. Птицы, готовые улететь, начинают издавать громкие крики — и когда таких особей становится достаточно много, большая часть стаи снимается с места. Исследователям даже удалось заставить галок улететь раньше, проигрывая записи их голосов через динамик. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Current Biology.
Многие птицы предпочитают ночевать в компании многочисленных сородичей. Так они снижают риск стать жертвой хищника во время отдыха. Кроме того, в больших скоплениях пернатые общаются и, если впереди брачный сезон, ищут партнеров. Ранним утром птицы покидают места ночевки — причем нередко в воздух одновременно поднимаются сотни и даже тысячи особей. Такое поведение защищает их от врагов, однако как им удается синхронизировать взлет в условиях плохой видимости в утренних сумерках или среди древесных крон, пока остается неясным.
Команда орнитологов под руководством Алекса Дибнаха (Alex J. Dibnah) из Эксетерского университета решила разобраться в данном вопросе на примере галок (Corvus (Coloeus) monedula). Эти врановые проводят зимние ночи на ветвях деревьев, собираясь группами до нескольких тысяч особей. По утрам проснувшиеся птицы подолгу кричат, после чего массово покидают места отдыха.
Поскольку галки весьма говорливы и регулярно общаются с помощью звуков, Дибнах с коллегами предположили, что и отлет с мест ночевки эти птицы синхронизируют с помощью акустических сигналов. Чтобы проверить данную гипотезу, авторы провели наблюдения за галками на шести зимних ночевках в английском графстве Корнуолл. На каждом из выбранных участков собиралось от 160 до 1470 особей. В течение тридцати трех дней исследователи в утренние часы фиксировали поведение галок на видеокамеру, а также отдельно записывали издаваемые ими звуки.
В некоторых случаях галки покидали ночевки небольшими группами на протяжении периода до двадцати двух минут. Однако намного чаще они снимались с места синхронно. Двадцать одно утро из тридцати трех началось с того, что большинство птиц, ночевавших на определенном участке, одновременно покинули его (иногда с места отдыха улетали сразу все галки, которые провели там ночь). На то, чтобы улететь, у птиц в среднем уходило 4,32 секунды, а покинув насесты, они продолжали держаться стаей. Такое поведение свидетельствует, что решение улететь принимается на основании консенсуса между сотнями птиц.
Самые крупные группы галок улетали с мест отдыха среднем за 21,5 минуты до восхода солнца (время сильно варьировалось: от 45 минут до восхода до 15 минут после восхода). При этом кричать они начинали намного раньше, в среднем за 101 минуту до восхода. Чтобы отследить, как меняется интенсивность галочьих криков с течением времени, Дибнах с соавторами оценили спектральную плотность их мощности. Высокие значения этого показателя свидетельствовали, что одновременно кричит множество птиц — или что они кричат громко,
В 73,3 процента случаев интенсивность звуковых сигналов увеличивалась в течение часа до отлета самой большой группы. Когда авторы учли влияние погоды (дождь и сильная облачность заставляли птиц откладывать вылет), оказалось, что чем быстрее растет интенсивность криков, тем раньше самая большая группа галок покидает место отдыха. Аналогичная закономерность была отмечена для первой улетевшей группы галок. Исследователи также обнаружили, что доля одновременно улетающих галок положительно коррелирует с интенсивностью криков в течение минуты до вылета.
Судя по всему, перед отлетом галки с помощью криков сообщают сородичам, что готовы покинуть насесты. Когда число птиц, подающих звуковые сигналы, достигает кворума, они улетают. Такое поведение можно сравнить с голосованием. По мнению авторов, резкий рост интенсивности криков повышает вероятность, что галки снимутся с места, однако это происходит лишь после того, как данный показатель достигнет определенного уровня.
На финальном этапе исследования Дибнах с соавторами решили проверить, можно ли повлиять на поведение галок с помощью вброса голосов. Для этого они установили на одном из мест ночевки несколько динамиков и по утрам проигрывали с их помощью записанные галочьи крики. В результате птицы покидали насесты в среднем на 6,57 минуты раньше, чем в случаях, когда динамики воспроизводили шум ветра.
Авторы отмечают, что ранее способность принимать решения путем голосования была описана для целого ряда других видов, включая гиеновидных собак (Lycaon pictus), сурикат (Suricata suricatta) и павианов-анубисов (Papio anubis). Однако если все эти животные держатся относительно небольшими семейными группами, то компании галок в местах ночевки состоят из сотен и тысяч особей, происходящих из разных колоний, неродственных друг другу и зачастую даже незнакомых. Таким образом, голосование у животных возможно не только среди родственников.
Орнитологи из Эксетерского университета уже давно исследуют поведение галок. Например, они выяснили, что эти птицы учатся друг у друга узнавать опасных для них людей. А самцы галок отказываются утешать партнерш, если те стали жертвами домогательств незнакомцев.
Сергей Коленов
Одно гнездо разорить не удалось
Зоологи из Индии и США описали четыре набега индийских макаков на птичьи гнезда в пригороде Салема. Крупные птицы — вороны двух видов — отбивались от обезьян, из-за чего последним пришлось действовать сообща, чтобы добыть яйца. А вот гнезда мелких птиц макаки смогли разорить в одиночку. Исследование, опубликованное в Primates, показывает, что индийские макаки в городских ландшафтах едят яйца многих видов птиц.