Зуб ребенка из Италии указал на сезонную мобильность позднепалеолитических охотников на сурков

Палеоантропологи исследовали молочный моляр, обнаруженный на северо-востоке Италии во время раскопок памятника Прадис, и выяснили, что он принадлежал мальчику 11–12 лет, который жил около 13088–12897 лет назад. Соотношение изотопов стронция показало, что этот ребенок родился в другом регионе, но, видимо, ежегодно оказывался в районе пещер Прадис во время сезонных миграций эпиграветтских охотников-собирателей, основной добычей которых были альпийские сурки. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

В эпоху позднего палеолита, когда еще не закончился максимум последнего оледенения (около 21–20 тысяч лет назад) в Италии и на Адриатическом побережье Балканского полуострова сложилась эпиграветтская археологическая культура, которая стала продолжением культуры граветта. Первые памятники этой культуры были открыты в Италии еще в конце XIX века. Ее отличительными чертами выступают микроострия с притупленным краем — вкладыши для костяных наконечников копий.

В Предальпах, расположенных на северо-востоке Италии в области Фриули-Венеция-Джулия, находятся пещеры Прадис. Несмотря на наличие там большого количества палеонтологических и археологических материалов, в 1962 году этот памятник был приспособлен для туристических посещений, что привело к утрате большого количества информации. Исследования показали, что в эпоху среднего палеолита там обитали неандертальцы (Homo neanderthalensis). Однако большинство находок относятся к гораздо более поздним временам – к позднему палеолиту, когда в пещерах присутствовали носители эпиграветтской культуры. Исследование более 11 тысяч фаунистических остатков показало, что эти люди в основном охотились на альпийских сурков (Marmota marmota). С помощью радиоуглеродного анализа костей животных ученые установили, что древние охотники-собиратели присутствовали на этом памятнике около 13,9–12,6 тысячи лет назад.

Стефано Бенацци (Stefano Benazzi) из Болонского университета совместно с коллегами из Великобритании, Германии, Италии и Франции исследовал молочный зуб, найденный в эпиграветтском культурном слое памятника Прадис. Ученые сделали микротомографию этой находки, чтобы построить трехмерную модель, провели морфологический анализ, а также исследовали срез зуба с помощью метода масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой с лазерной абляцией (LA-MC-ICPMS), чтобы получить информацию о соотношении изотопов стронция 87Sr/86Sr. Кроме того, они отобрали небольшой образец зубной эмали для протеомного анализа, а также получили прямую радиоуглеродную датировку.

Палеоантропологи отметили, что во время раскопок эпиграветтских культурных слоев, помимо орудий, были найдены фаунистические остатки. Они включали кости крупных оленевых (Cervidae): лосей (Alces alces) и благородных оленей (Cervus elaphus), а также козлиных (Caprinae): альпийских горных козлов (Capra ibex) и серн (Rupicapra rupicapra). Однако основным объектом охоты позднепалеолитических людей выступал альпийский сурок, к которому относятся 99 процентов костных остатков (минимальное количество особей — 637).

Исследованный зуб оказался нижним правым вторым молочным моляром, который выпал у ребенка примерно в 11–12 лет. Протеомный анализ показал, что, видимо, этот индивид был мальчиком. Радиоуглеродный анализ продемонстрировал, что возраст этой находки около 12897–13088 лет.

Соотношения изотопов стронция показали, что мама этого мальчика в конце беременности и он сам в первый год своей жизни проживали вдали от памятника Прадис. Ученые пришли к выводу, что эта эпиграветтская группа охотников-собирателей в течение года жила как минимум в двух разных регионах и, вероятно, сезонно мигрировала. По мнению исследователей, Прадис представлял собой сезонный лагерь, куда древние люди приходили, чтобы охотиться на сурков и разделывать их. Возможно, это происходило в сентябре или октябре месяце, когда эти животные накапливали большое количество жира перед зимней спячкой.

Ранее на N + 1 рассказывали, что в итальянской пещере Романелли обнаружили кость человека, который жил около 13886–11188 лет назад. А в Музее естественной истории Университета Флоренции спустя 80 лет нашли останки двух младенцев, живших около 12800–11800 лет назад.

Археологи обнаружили в Швейцарии 7000-летние следы от плуга