Древние останки двух младенцев обнаружили в итальянском музее спустя 80 лет

Итальянские археологи обнаружили в Музее естественной истории Университета Флоренции шесть ранее неучтенных картонных коробок и деревянных ящиков, содержащих более 150 фрагментов костей, в том числе останки двух младенцев. Оказалось, что они были раскопаны еще в 1940-х годах в пещере Арене Кандиде. Кроме того, археологи провели дополнительное радиоуглеродное датирование и выяснили, что захоронения на этом памятнике проводились около 12800–11800 лет назад. Статья опубликована в журнале Quaternary Science Reviews.

Пещера Арене Кандиде, расположенная в Западной Лигурии, представляет собой археологический памятник эпохи верхнего палеолита и неолита, раскопки на котором ведутся с 1940-х годов. В нижних слоях исследователи обнаружили свидетельства интенсивного использования пещеры для погребений. Останки 20 индивидов были найдены в одиночных или парных ингумациях. Кроме того, часть человеческих костей обнаружили в виде случайных скоплений. По всей видимости, их намеренно переместили древние люди, чтобы облегчить последующие захоронения.

Найденные в Арене Кандиде останки людей принадлежали индивидам обоих полов и разных возрастов — от младенцев до взрослых, однако дети и взрослые мужчины представлены больше, нежели женщины. Своих умерших охотники-собиратели эпиграветской культуры хоронили в положении лежа на спине с вытянутыми нижними и верхними конечностями. В погребальном обряде активно использовалась охра, кроме того, археологи обнаружили богатый инвентарь — перфорированные кости оленей, собак, морские раковины и цветные камушки.

Витале Спарачелло (Vitale Sparacello) из Университета Кальяри совместно с учеными из Италии исследовал человеческие останки эпохи верхнего палеолита, обнаруженные в многочисленных погребениях в пещере Арене Кандиде. Археологи сообщили, что нашли в хранилищах Музея естественной истории Университета Флоренции ранее неучтенные кости и ошибочно отнесенные к эпохе неолита.

Новые останки обнаружили в шести картонных коробках и деревянных ящиках в 2019 году. Помимо более 150 фрагментов костей археологи нашли записки, оставленные первооткрывателем пещеры, а также обрывки газет 1940-х годов. После того, как новые образцы были отнесены к ранее известным или новым индивидам (два ребенка в возрасте 1–1,5 года), ученые отобрали несколько костей для радиоуглеродного датирования.

По результатам исследований археологи предложили новую хронологическую последовательность для погребений в Арене Кандиде. Самые древние захоронения оказались сделаны около 12800–12500 лет назад. Последние погребения, относящиеся к эпохе верхнего палеолита, датированы около 12100–11800 лет назад. Между двумя этими фазами находятся даты лишь для двух индивидов.

Археологи предполагают, что во время последнего похолодания пещера использовалась для захоронения мертвых достаточно непрерывно, хотя и редко. Использование этого места в качестве кладбища вполне могло представлять собой попытку превращения Арене Кандиде в природную и культурную достопримечательность, находящуюся на перекрестке путей между ледниковыми рефугиумами охотников-собирателей Западной и Южной Европы.

Ранее на N + 1 сообщали о других исследованиях эпохи верхнего палеолита в Европе. Так, древние обитатели стоянки Сунгирь оказались любителями мяса северных оленей, а в Испании обнаружили останки женщины, жившей более 14 тысяч лет назад.

На неолитическом свайном поселении Сертея-II нашли змеевидный дротик