Археологи нашли в пещере Романелли фалангу пальца ребенка эпохи верхнего палеолита

Археологи обнаружили в итальянской пещере Романелли кость человека, который жил около 13886–11188 лет назад, то есть во время финального этапа верхнего палеолита. Она оказалась почти целой дистальной фалангой пальца руки и принадлежала ребенку 3–12 лет. Результаты исследования опубликованы в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.

В итальянском регионе Апулия, на побережье Адриатического моря, расположена пещера (грот) Романелли. Этот палеолитический памятник начали исследовать еще в начале XX века и продолжали вплоть до 1960-х годов, после чего возобновили работы спустя несколько десятилетий в 2015 году. В самых древних культурных слоях археологи нашли артефакты мустьерской культуры. Однако основные находки этого памятника связаны уже с эпохой верхнего палеолита.

В пещере Романелли собрана одна из самых больших палеонтологических коллекций Италии, относящихся к эпохе плейстоцена. Ученые обнаружили там тысячи окаменелостей позвоночных животных, включая крупных и мелких млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и рыб. Археологи же собрали коллекцию из более десяти тысяч каменных артефактов эпохи верхнего палеолита, включая небольшие скребки, лезвия и резцы. Типология предметов и радиоуглеродный анализ позволили отнести основные находки из этого памятника к финальному этапу эпиграветтского горизонта. В пещере также найдены многочисленные наскальные рисунки, три погребения и несколько изолированных костей.

Алессио Яннуччи (Alessio Iannucci) из Римского университета совместно с учеными из Германии, Италии и Португалии провел раскопки в пещере Романелли и обнаружил в слое, относящемся к позднему плейстоцену, человеческую кость (RR1127). Она представляет собой дистальную (ногтевую) фалангу кисти. Эта косточка оказалась почти полностью цела, а ее максимальная длина составила 7,8 миллиметра.

Ученые отметили, что большинство исследованных ископаемых фаланг людей принадлежали взрослым индивидам, поэтому они сравнили ее с показателями современных людей. По их предположениям, найденная косточка была частью пальца ребенка 3–12 лет. Однако, учитывая юный возраст этого индивида, они не смогли определить к какому именно пальцу она относилась. Обнаруженная фаланга подтвердила, что люди посещали пещеру Романелли на финальном этапе верхнего палеолита — около 13886–11188 лет назад.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях памятников позднего палеолита. Так, археологи из Барселоны обнаружили останки женщины, жившей в Испании около 14 тысяч лет назад. А раскопки в Красноярске позволили ученым выяснить, что древние жители Афонтовой горы охотились на зайцев.

В амфорах с затонувшего античного корабля нашли остатки гарума из анчоусов