Solar Orbiter увидел плазменного «ежа» на Солнце

Команда солнечного зонда Solar Orbiter опубликовала новые детальные изображения Солнца, полученным аппаратом во время прохождения четвертого перигелия. Среди них есть самое четкое на данный момент изображение южного полюса звезды, а также необычная плазменная структура, названная «ежом», сообщается на сайте Европейского космического агентства.

Solar Orbiter был разработан Европейским космическим агентством при участии NASA и отправился в космос в начале 2020 года. Целью зонда стало всестороннее исследование Солнца, в частности его активности, протуберанцев, корональных выбросов массы, магнитного поля и механизмов ускорения солнечного ветра. Научная программа аппарата рассчитана на 9 лет, за это время он совершит 22 сближения с Солнцем.

26 марта 2022 года зонд совершил четвертое по счету сближение с Солнцем, оказавшись на расстоянии около трети астрономической единицы от звезды. Во время прохождения перигелия Солнце исследовали 10 научных инструментов аппарата, укрытые под теплозащитным экраном, который нагрелся до 500 градусов по Цельсию. Затем зонд начал передачу данных на Землю, которые все еще анализируются учеными.

18 мая команда зонда опубликовала новые детальные изображения Солнца, полученным им в ходе последнего сближения при помощи инструмента EUI (Extreme Ultraviolet Imager), работающего в экстремальном ультрафиолетовом диапазоне. Среди них есть самое четкое на сегодняшний день изображение южного полюса Солнца, которое получено под углом — полную панораму полюсов звезды зонд получит в 2025-2029 годах.

Еще одним интересным объектом на снимках стал «еж» — так команда назвала плазменную структуру, которая простирается на 25 тысяч километров и состоит из множества отдельных нитей, расходящихся во всех направлениях. Более светлые области на снимках соответствуют заряженным частицам, двигающимся по замкнутым линиям магнитного поля, более темные отмечают области, где линии магнитного поля незамкнуты и плазма истекает в корону.

На анимации выше можно увидеть сравнение двух снимков активной области на Солнце. Черно-белое изображение получено инструментом PHI (Polarimetric and Helioseismic Imager) и показывает магнитную полярность в фотосфере, в то время как цветное, полученное инструментом EUI, демонстрирует плазму с температурой в миллион градусов, которая двигается вдоль линий поля. Наконец, на анимации ниже показано развитие солнечной вспышки, произошедшей 21 марта 2022 года, зафиксированное приборами EUI и STIX (X-ray Spectrometer/Telescope). Виден разлет горячей плазмы, излучающей в ультрафиолетовом диапазоне, а красным и синим цветами показаны еще более горячие области, излучающие в рентгеновском диапазоне.

Ранее мы рассказывали о том, как Solar Orbiter увидел гигантский корональный выброс на Солнце.

Рентгеновская обсерватория XRISM начала научную программу