Европейский солнечный зонд Solar Orbiter зафиксировал рождение и эволюцию гигантского коронального выброса массы на Солнце, который стал крупнейшим подобным явлением, наблюдавшимся в одном поле зрения вместе с солнечным диском. Выброс не был направлен на Землю и никак не угрожает нашей планете, сообщается на сайте ESA.
Протуберанцы представляют собой наиболее заметные проявления солнечной активности в короне светила — это достаточно крупные плазменные образования, которые начинаются в хромосфере и характеризуются повышенной плотностью и пониженной температурой по сравнению с окружающей средой. Подобные структуры могут принимать разнообразные формы и существовать достаточно длительное время (до месяца) в спокойном состоянии или же находиться в активном состоянии и трансформироваться в корональный выброс плазмы.
15 февраля 2022 года на Солнце возник огромный эруптивный протуберанец, превратившийся в корональный выброс массы, который не был направлен на Землю. Его эволюцию удалось проследить в экстремальном ультрафиолетовом диапазоне волн при помощи прибора FSI (Full Sun Imager), входящего в инструмент EUI европейского зонда Solar Orbiter. Примечательно, что этот протуберанец оказался наиболее крупным из тех, что были когда-либо зафиксированы в одном поле зрения вместе с солнечным диском.
Помимо Solar Orbiter еще несколько космических аппаратов также пронаблюдали данный выброс — ими стали SOHO и «Паркер», следящие за Солнцем, а также летящая к Меркурию станция «БепиКоломбо», которая зафиксировала значительное увеличение числа электронов, протонов и тяжелых ионов вблизи себя. Это позволяет узнать больше о механизмах солнечной активности.
Ранее мы рассказывали о том, как солнечные торнадо оказались похожи на протурберанцы.
Александр Войтюк
Устройство может принимать и непрерывное излучение
Физики разработали детектор одиночных фотонов инфракрасного диапазона на основе кинетической индукции в сверхпроводниках и предложили использовать его для астрономических исследований. Эффективность устройства составила 46 процентов, а время отклика оказалось порядка десятых долей миллисекунды. Принцип работы детектора и его основные характеристики исследователи описали в статье для журнала Physical Review X.