Солнечные торнадо не являются аналогами земных атмосферных вихрей, сообщили исследователи на Европейской неделе астрономии и космических наук 3 апреля. Ученые, отследив направление движения плазмы в этих структурах, пришли к выводу, что они больше похожи на протуберанцы или волокна, состоящие из относительно холодной плазмы. Результаты исследований доступны (1,2,3,4,5) на портале ArXiv.org
Торнадоподобные плазменные образования впервые наблюдались на Солнце еще в начале двадцатого века, новый всплеск интереса к ним начался несколько лет назад, когда космическая обсерватория SDO получила изображения этих структур с хорошим разрешением. На полученных видео и фотографиях были видны гигантские вращающиеся структуры, похожие на земные торнадо, которые висели над фотосферой. Ранее предполагалось, что заряженные частицы в этих образованиях двигаются вдоль силовых линий магнитных по спирали и могут играть важную роль в нагреве вещества солнечной короны.
Чтобы понять природу таких плазменных структур группа астрономов во главе с Николасом Ламброссом (Nicolas Labrosse) проанализировала данные с трех космических аппаратов (IRIS, Hinode, SDO) и наземных солнечных обсерваторий, полученные в июле 2014 года. Ученые смогли определить, что магнитное поле в солнечном торнадо направлено горизонтально, а не вертикально, как в эруптивных протуберанцах, при этом напряженность магнитного поля у основания структуры составляет около 30 Гауссов. Благодаря эффекту Доплера удалось узнать скорость движения плазмы, которая составила около 65 километров в секунду, длина торнадоподобных образований при этом составляет около 80 тысяч километров.
Получается, что торнадо больше похожи на протуберанцы или волокна, состоящие из относительно холодной плазмы, а результаты наблюдений не могут быть интерпретированы как вращение плазмы внутри образования. Видимое для земного наблюдателя «вращение», скорее всего, проекция на плоскость неба движения плазмы вдоль линий магнитного поля. Вопрос о природе этих плазменных структур остается открытым и результаты работы накладывают необходимые ограничения на будущие модели магнитных полей в таких образованиях и движении плазмы в них.
Ранее мы рассказывали о том, каким образом внутренние гравитационные волны помогли узнать скорость вращения ядра Солнца, как могут погаснуть солнечные вспышки, а также о том, как 10 космических аппаратов отследили путешествие солнечного вещества по Солнечной системе.
Александр Войтюк
Он содержит одну из наиболее активно растущих сверхмассивных черных дыр
Астрономы подтвердили идею о том, что гравитационно линзированный квазар J0025–0145 демонстрирует суперэддингтоновскую аккрецию вещества на сверхмассивную черную дыру. В этом им помог инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб». Даже если учесть влияние эффекта гравитационного линзирования на данные наблюдений, значение коэффициента Эддингтона для квазара остается одним из самых больших. Препринт работы доступен на arXiv.org.