Международная группа ученых изучила, как экранное поведение американских детей коррелируют с развитием их когнитивных способностей с течением времени. Они обнаружили, что дети, которые в среднем больше времени тратили на видеоигры, через два года показали результат на 2,5 балла IQ выше, в то время как просмотр телевизора или общение в социальных сетях не дали ни положительного, ни отрицательного эффекта. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.
Родители зачастую пытаются ограничить использование гаджетов своими детьми из-за отчасти ошибочной идеи о том, что цифровые технологии негативно влияют на психику и умственные способности ребенка. Хотя в отношении видеоигр результаты исследований достаточно противоречивы, одни указывают на то, что видеоигры не влияют на когнитивные способности детей, а другие исследования наоборот говорят об отрицательном эффекте. Противоречия между исследованиями, вероятно, могут быть связаны с ограничениями перекрестных дизайнов и с относительно небольшой выборкой. Но что наиболее важно, в предыдущих исследованиях не учитывались генетическая предрасположенность и социально-экономический контекст. Хотя эти факторы имеют большое значение, поскольку интеллект, уровень образования и другие когнитивные способности в значительной степени передаются по наследству.
Поэтому группа ученых из Амстердама, Германии и Швеции под руководством Бруно Сауце (Bruno Sauce) из Амстердамского свободного университета решила изучить связь между экранным поведением (просмотром телевизора и видео, общением в социальных сетях, видеоиграми) и интеллектом у детей с течением времени. В первом этапе исследования приняли участие 9855 мальчиков и девочек из США в возрасте от девяти до десяти лет. Дети выполняли ряд задач, для оценки общих когнитивных способностей, такие как задача на словарный запас в картинках, задача Эриксена Фланкера, тест Рея для оценки различных видов слухоречевой памяти и другие.
Для учета генетических особенностей, ученые суммировали величины эффектов всех доступных генетических маркеров и создали полигенные оценки когнитивных способностей (cogPGS) для каждого ребенка в выборке. Участников эксперимента и их родителей также спрашивали о том, сколько времени дети проводят за просмотром телевизора и видео, видеоиграми и общением в социальных сетях.
Через два года 5169 детей из первой выборки повторно обследовали, после чего их попросили еще раз пройти тесты для оценки когнитивных способностей. Это позволило исследователям изучить, как изменились показатели детей с течением времени, при этом ученые также контролировали различия, которые могли быть связаны с образованием и доходом родителей.
Результаты исследования показали, что дети, которые тратили на игры больше времени, чем в среднем большинство участников в выборке, увеличили свой интеллект примерно на 2,5 балла IQ. Усредненно дети тратили два с половиной часа в день на просмотр телевизора, полчаса на социальные сети и один час на видеоигры. Однако от просмотра телевизора или общения в социальных сетях значительного эффекта для интеллекта не наблюдалось как положительного, так и отрицательного. Ученые также отмечают, что мальчики в среднем проводили за играми примерно в два раза больше времени, чем девочки. В дальнейшем ученые планируют изучить влияние других факторов окружающей среды на когнитивные способности у детей.
Видеоигры могут способствовать улучшению когнитивных способностей не только у детей, но и у людей старшего возраста. Эксперимент, в котором люди старше 55 лет играли в Super Mario 64 в течение полугода, показал, что количество серого вещества в их гиппокампе увеличилось.
Алиса Родина
Оценку проводили для США
Американские исследователи проанализировали статистику, показания и противопоказания, чтобы рассчитать долю соотечественников, страдающих большим депрессивным расстройством (БДР), которым была бы показана психоделическая психотерапия с использованием псилоцибина в случае ее одобрения регуляторными органами. По их оценкам, потенциальными реципиентами такой терапии могли бы стать около 60 процентов людей с большой депрессией. Отчет о работе принят для публикации в журнале Psychedelics.