Видеоигры могут способствовать улучшению когнитивных способностей у людей старшего возраста, сообщают ученые в журнале PLoS ONE. Эксперимент, в котором люди старше 55 лет играли в Super Mario 64 в течение полугода, показал, что количество серого вещества в их гиппокампе увеличилось. Эта область мозга участвует в консолидации памяти, то есть переходе кратковременной памяти в долговременную.
Уже много лет ученые спорят о влиянии видеоигр на человека. В то время как одни психологи говорят о том, что увлечение компьютерными играми способно повысить склонность к самоубийству, другие утверждают, что в некоторых случаях видеоигры помогают справиться с психическими зависимостями. Два независимых исследования, проведенные в 2014 и 2017 году, показали, что количество серого вещества в гипокампе 20-летних людей коррелировало со временем, которое они проводили за логическими 3D-играми. В новой работе канадские ученые под руководством Грега Уэста (Greg West) решили выяснить, как видеоигры будут влиять на старшее поколение.
В эксперименте нейрофизиологов приняли участие 37 человек в возрасте от 55 до 75 лет. Все добровольцы были поделены на три группы: первая играла в Super Mario 64 по 30 минут в день 5 дней в неделю, вторая столько же времени посвящала занятиям на пианино, а третья, контрольная группа не выполняла никаких заданий. Исследование длилось полгода и проходило дома у участников.
Авторы работы оценивали результаты эксперимента двумя способами: с помощью когнитивных тестов и структурного МРТ-сканирования. Это позволило им увидеть изменения сразу в нескольких областях мозга — в дорсолатеральной префронтальной коре, которая контролирует планирование, принятие решений и волевой контроль; в мозжечке, который играет важную роль в контроле движений и баланса; в гиппокампе, центре пространственного и эпизодического восприятия.
МРТ-сканирование показало, что только у группы, которая играла в видеоигры, увеличился объем серого вещества в гиппокампе. Кроме того, у них также возрос объем серого вещества в мозжечке и улучшилась краткосрочная память. Тестирование также показало изменения у группы, игравшей на пианино: у них возрос объем серого вещества в мозжечке и в дорсолатеральной префронтальной коре. Подобных изменений в контрольной группе ученые не заметили.
По мнению нейрофизиологов, трехмерные видеоигры задействуют гиппокамп в создании когнитивной карты или умственного представления о виртуальной среде, которую исследует мозг. Некоторые исследования показывают, что стимуляция гиппокампа увеличивает как функциональную активность этой области мозга, так и количество серого вещества в ней. Напротив, если человек ничему не учится в старшем возрасте, то может возникать атрофия серого вещества — на это указывают результаты контрольной группы.
Стоит сказать, что исследование ученых является скорее основой для будущих работ. Общее число испытуемых оказалось невелико, а группы, на которые были поделены участники, оказались неравными — самой маленькой оказалась как раз та, где люди играли в видеоигры. Будущие работы должны будут проверить результаты исследователей.
Ранее американские ученые пришли к выводу, что время, проводимое пожилыми людьми за компьютером, может служить средством ранней диагностики деменции, в частности, болезни Альцгеймера. Она поражает около шести процентов людей старше 65 лет и является основной причиной деменции (приобретенного слабоумия).
Кристина Уласович
Он основан на анализе конформации хромосом
Дмитрий Пшежецкий (Dmitri Pchejetski) из Университета Восточной Англии с коллегами и компанией Oxford BioDynamics разработал и успешно испытал диагностический тест на миалгический энцефаломиелит (синдром хронической усталости) по образцу крови. Он основан на разработанной ранее платформе EpiSwitch, которая использует алгоритмы для анализа эпигенетической регуляции экспрессии генов по трехмерной конформации хромосом в мононуклеарных клетках периферической крови. Эту платформу уже успешно применяли для диагностики бокового амиотрофического склероза, ревматоидного артрита, тяжелого ковида и некоторых онкозаболеваний. Публикация появилась в Journal of Translational Medicine.