Изображение на золотой пазырыкской пластине назвали хищным оленеверблюдом

Барнаульские археологи исследовали золотую пластину, найденную на Алтае в кургане пазырыкской культуры VI–III веков до нашей эры. Необычный артефакт представляет собой изображение хищного оленеверблюда, то есть животного с телом верблюда, оскаленной пастью и рогами с головами грифонов. По мнению исследователей, эта пластинка, вероятнее всего, была нашивкой на головной убор. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Поволжская археология.

Больше 150 лет исследователи изучают пазырыкскую археологическую культуру раннего железного века (VI–III века до нашей эры), которая относится к скифской культурно-исторической общности. Круг этих культур объединяет так называемая «скифская триада»: схожее вооружение, элементы конского снаряжения и так называемый звериный стиль искусства. Памятники пазырыкской культуры в основном сосредоточены на территории Горного Алтая, где, в частности, в 1993 году нашли мумию женщины, известную как «Принцесса Укока», подробнее о которой можно узнать в нашем материале «Хорошо сохранились». Кроме того, поселения и могильники пазырыкцев известны и за пределами России — в Казахстане, Монголии и Синьцзяне.

Погребальные сооружения пазырыкцев в основном представлены курганами с каменными насыпями, под которыми в одиночных могильных ямах сооружались деревянные срубы, реже каменные ящики и рамы или прочие конструкции. Примерно в 40 процентах курганов археологи обнаружили сопроводительные захоронения одной или нескольких лошадей. В погребениях, особенно знатных людей, ученые находят разнообразные предметы материальной культуры, в том числе одежду, конское снаряжение, предметы быта, оружие и украшения.

Николай Головченко (Nikolay Golovchenko) и Михаил Демин (Mikhail Demin) из Алтайского государственного педагогического университета исследовали золотую пластину, которую обнаружили во время раскопок могильника Кабран-II в Республике Алтай. Эти работы проходили в 1989–1990 году в зоне затопления проектировавшейся Катунской ГЭС. Артефакт обнаружили в могильной яме вместе с разрозненными останками человека, а также обрывком золотой цепи, бусиной из сердолика и маленькой золотой бляхой-нашивкой. Ученые отнесли этот курган к пазырыкской археологической культуре и датировали VI–III веками до нашей эры.

Сама пластина представляет собой небольшой предмет размером 3×5 сантиметров, который нашивался на одежду, вероятно, на головной убор. На артефакте изображен двугорбый верблюд с подогнутыми друг к другу копытами. Животное изображено со звериным оскалом и рогами, отростки которых изготовлены в виде четырех голов грифонов. Тело верблюда показано достаточно реалистично и на нем можно рассмотреть характерные черты, например, шерсть на шее, хвост и два горба.

Исследователи обратили внимание на то, что в этом изображении сочетаются черты травоядного и хищного животного, а также грифона. Подобный синкретизм в целом достаточно хорошо известен в скифо-сибирском искусстве. Однако археологи отметили, что этот конкретный образ трудно интерпретировать, поскольку полных аналогий этому изображению нет. По их мнению, изображение следует рассматривать в одном ряду с образами грифонов и крылатых львов, бараноптиц и прочих гибридов, обозначив собственную находку как оригинальный региональный вариант хищного оленеверблюда.

Ранее на N + 1 уже рассказывали об исследованиях пазырыкской культуры. Так, ворсинки ковра из пазырыкского кургана рассказали о технологии стойкого окрашивания. А раскопки одного из погребений этой культуры в Синьцзяне принесли 26 золотых бляшек в форме крадущихся тигров и бараньих голов.

В скелете вымершего псового с патагонского погребения заподозрили останки питомца индейцев