Психологи изучили эффективность тактик флирта в зависимости от пола

Сверхъестественное / Warner Bros. Television, 2005

Норвежские и американские психологи выявили, что для женщин, ищущих непродолжительные отношения, более эффективны тактики флирта, связанные с ношением привлекающей внимание одежды и физическим контактом с сексуальным подтекстом, а тактики, связанные с щедростью и обязательствами более эффективны для мужчин в поисках длительных отношений. Исследование опубликовано в Evolutionary Psychology.

Романтические отношения составляют важную часть в жизни людей — наличие партнера сводится не только к желанию продолжить род, но и дает массу других преимуществ, таких как поддержка, разделение общих ценностей и повышение самооценки. Исследователи интересуются не только развитием уже начавшихся отношений, но и тем, что происходит на этапе знакомства и поиска партнера. Например, ранее ученые выявили такие особенности привлечения партнера как смена тактики флирта у женщин в присутствии конкуренток и повышение привлекательности мужчин и женщин, демонстрирующих открытую (свободную) позу на экспресс-свиданиях и фотографиях в приложении для знакомств.

Теория сексуальных стратегий говорит о том, что у животных и людей есть набор стратегий поиска партнера для продолжения рода, которые связаны с длительностью таких отношений. При этом некоторые стратегии у мужчин и женщин схожи, а другие значительно различаются. До сих пор остается не до конца понятным то, как идеи этой теории выражаются в реальном поведении людей в контексте индивидуальных различий и характеристик желаемых отношений.

Психологи из Норвегии и США во главе с Лейфом Эдвардом Оттесеном Каннэйром (Leif Edward Ottesen Kennair) из департамента психологии Норвежского университета естественных и технических наук решили понять, какие стратегии флирта воспринимаются как наиболее эффективные для мужчин и женщин в зависимости от длительности отношений. Для этого они попросили 577 студентов из США и 415 студентов из Норвегии в возрасте от 18 до 30 заполнить опросник для измерения социосексуальности (готовность к сексуальной активности), экстраверсии, успеха в привлечении партнеров (по мнению самого респондента) и религиозности. Далее участникам нужно было оценить тактики флирта из списка по шкале от 1 (совсем не эффективная) до 7 (очень эффективная). Каждому участнику случайным образом попадалcя один из четырех вариантов анкеты со списком тактик: субъектом мог быть либо мужчина, либо женщина, а длительность отношений (конечная цель флирта) делилась на краткосрочные и долгосрочные.

Результаты дисперсионного анализа показали, что способы привлечения партнера для серьезных отношений у обоих полов были схожи — 9 из 10 пересекались. Для непродолжительных отношений только 6 из 10 тактик были схожи, причем у женщин успешными считались стратегии, связанные с сексуальностью и физическим контактом, а у мужчин, помимо этого, оказалось эффективным улыбаться, делать комплименты и смешить девушку.


Далее авторы более детально рассмотрели различные типы тактик. Демонстрация частей тела, сексуальная одежда и физический контакт с сексуальным подтекстом были более эффективны, когда использовались женщинами (p < 0,001). Дружеский же контакт (объятия, поцелуй в щеку) оказался более успешен, когда использовался мужчинами (p = 0,013). Ценность инициации физического контакта не различалась между полами.

Щедрость, откровенные разговоры и совместное времяпрепровождение были более успешны для мужчин, так же как вербальное привлечение внимание (комплименты, общение) и юмор (p < 0,001), а вот эффективность ответной реакции на юмор (смех) не различалась между мужчинами и женщинами.

Для кратковременных отношений, вне зависимости от пола, оказались более эффективными три из четырех тактик, связанных с сексуальной доступностью: инициирование физического контакта (p < 0,001), физический контакт с сексуальным подтекстом (p < 0,001) и желание произвести впечатление на партнера с помощью одежды (p < 0,001).

Оба пола оценили дружеский контакт (p < 0,001), щедрость (p < 0,001), откровенный разговор (p = 0,002) и совместное проведение времени (p < 0,001) как более успешные в привлечении партнера для долгосрочных отношений. Комплименты (p < 0,001), юмор (p < 0,001) и смех в ответ на шутки (p = 0,004) также показали эффективность для длительных отношений.

Дополнительные характеристики, такие как социосексуальность, экстраверсия, успех в привлечении партнеров и религиозность, не оказали выраженного влияния на восприятие успешности тактик. Что касается различий между странами, демонстрация тела (d = 0,38), первоначальный контакт (d = 0,16), щедрость (d = 0,52) и попытка обратить на себя внимание (d = 0.13) были более эффективны для США.

Таким образом, авторы подтвердили гипотезу о существовании различий в тактиках привлечения партнера между мужчинами и женщинами, а также что выбор стратегии зависит от длительности ожидаемых отношений. Тактики, включающие в себя демонстрацию сексуальной доступности, оказались более эффективны для женщин в поиске непродолжительных отношений, а выражение щедрости и готовность к обязательствам — для мужчин в поиске длительных отношений.

Искусство флирта изучается и в вопросе современных тенденций, например, этики использования смартфонов на свидании. По результатам опроса американцев 75 процентов респондентов сообщило, что им не нравится, когда потенциальный партнер отвечает на звонки во время свидания, а 58 процентов осудило даже то, когда собеседник кладет телефон на стол экраном вверх. В другом исследовании американские психологи обнаружили, что использование эмодзи и смайликов в переписках повышает успех на свидании.

Анастасия Ляшенко

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.