Американские психологи выяснили, что использование эмодзи и смайликов в переписке может обеспечить успех в общении с потенциальным романтическим партнером. С помощью двух исследований, в которых они опросили более 5,5 тысячи человек, ученые показали, что у тех, кто чаще использует эмодзи в переписке, первые свидания чаще заканчиваются поцелуем или половым контактом, а также чаще переходят в романтические отношения. Статья с описанием исследования опубликована в PLoS One.
Значительная часть общения сегодня идет с помощью текстовых сообщений, где выражение и распознавание эмоций затруднено. Если при личном общении состояние человека легко распознать по невербальным маркерам, то в переписке отсутствуют и выражение лица, и интонация, и другие невербальные сигналы. В переписке подобными маркерами могут служить повышение регистра, дополнительные знаки препинания и, разумеется, эмодзи.
Как показывают недавние исследования, зрительная система головного мозга человека реагирует на эмодзи и на лица людей схожим образом, то есть, по всей видимости, в них действительно можно распознать человеческие (или другие) черты и считать валидным маркером выражения эмоций. Соответственно, эмодзи в переписке могут помочь выразить и распознать намерения и цель общения — например, возможные романтические отношения. Разобраться в этом подробнее решили ученые под руководством Аманды Гессельман (Amanda Gesselman) из университета Индианы в Блумингтоне.
Для этого они провели два исследования в форме опроса. В первом приняли участие 5327 американцев, которые предоставили свои демографические данные (пол, возраст, сексуальная ориентация и этническая принадлежность), а также ответили на вопросы о том, как часто они используют эмодзи и смайлики в переписке и какой смысл они вкладывают в них, используя при общении с потенциальным романтическим партнером. В частности, среди вариантов ответа на вопрос о мотивации были утверждения вроде «мне так проще выразить чувства» и «это проще, чем писать целые предложения». Кроме того, участники сообщили о количестве первых свиданий за прошедший год и частоте сексуальных контактов за тот же период.
Ученые выяснили, что примерно 30 процентов участников из выборки используют эмодзи и смайлики в переписке с потенциальными романтическими партнерами для того, чтобы лучше выразить себя и собственные намерения. Кроме того, использование эмоций в переписке ученые связали (p < 0,001) с бóльшим количеством первых свиданий и сексуальных контактов с учетом пола и возраста как побочных переменных.
С помощью второго исследования ученые решили воспроизвести полученные результаты, а также проверить, как использование эмодзи и смайликов связано с успехом в романтических отношениях после первого свидания, а также учесть другие переменные: в частности, то, насколько часто участники вообще пользуются мессенджерами. Во втором опросе приняли участие 275 человек, которые ответили на те же самые вопросы, что и участники первого исследования, а в дополнение также спросили о том, сколько у участников было вторых свиданий. Также ученые попросили предоставить подробности о последнем первом свидании: в частности, их интересовало то, общались ли участники со своими потенциальными партнерами в переписке и использовали ли эмодзи, а также то, как прошло свидание.
В отличие от результатов первого исследования, ученым не удалось обнаружить статистически значимой (p = 0,44) связи между частотой использования эмодзи и количеством первых свиданий. При этом частота использования эмодзи коррелировала с количеством вторых свиданий, количеством сексуальных партнеров и числом сексуальных контактов. Кроме того, частое использование эмодзи позитивно коррелировало (p < 0,001) с поцелуем и сексом после первого свидания, а также началом романтических отношений.
У исследования, тем не менее, есть важные ограничения. В частности, ученые не уточняли у участников, какие именно эмодзи они используют, а также не было данных о том, как именно эмодзи интерпретируют собеседники участников опросов. На этом, поэтому, необходимо сосредоточиться в будущих работах. Пока что авторы работы указали на то, что использование эмодзи и смайликов как невербальных средств в коммуникации при переписке, по всей видимости, может потенциально обеспечить успех в построении романтических отношений, а также является важной частью социальной коммуникации в современном мире.
Еще один аспект электронной переписки, который, по всей видимости, беспокоит людей — это необходимость ставить точку в конце предложения. Разумеется, правила пунктуации точки требуют, но исследование, проведенное в 2017 году, показало, что по крайней мере коротким сообщениям точка добавляет негативный эмоциональный окрас.
Елизавета Ивтушок
Велосипедисты в жилетах и шлемах казались респондентам менее похожими на людей
Ученые из Австралии проверили, влияет ли защитное снаряжение велосипедистов на то, как их воспринимают остальные. Участники опроса, которым которым предлагали выбрать одну фотографию из пары, посчитали велосипедистов в обычной одежде в большей степени людьми, чем велосипедистов в шлемах и светоотражающих жилетах. Работа опубликована в Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. Велосипедная инфраструктура во многих странах развита плохо, и велосипедистам приходится ездить по дорогам вместе с машинами. Это небезопасно само по себе, а еще водители автомобилей иногда ведут себя агрессивно по отношению к людям на велосипедах. Исследование 2019 года показало, что люди дегуманизируют велосипедистов, то есть лишают их — у себя в голове — человеческих черт: интеллекта, рациональности, самоконтроля, индивидуальности, сложных эмоций, морали и так далее. На шкале от таракана до человека 37 процентов респондентов разместили велосипедистов не в самом конце шкалы, то есть посчитали их не вполне людьми. Степень такой дегуманизации предсказывала агрессию по отношению к велосипедистам (преимущественно со стороны водителей). Марк Лимб (Mark Limb) из Квинслендского технологического университета и Сара Коллиер (Sarah Collyer) из университета Флиндерс захотели выяснить, почему люди воспринимают велосипедистов именно так. Авторы предыдущего исследования предположили, что виноват может быть шлем, потому что он частично закрывает лицо, в частности — глаза и волосы, и тем самым делает человека «менее человеком», или другая экипировка. В опросе поучаствовало 563 респондента. Им показывали пары фотографий, на которых был изображен человек — мужчина или женщина — с велосипедом. Велосипедист был либо без головного убора, либо в кепке, либо в велосипедном шлеме, либо в светоотражающем жилете, но без кепки или шлема. Пары изображений создавались случайно, но участникам предъявили все возможные комбинации. Из двух фотографий респонденты должны были выбрать ту, человек на которой, по их мнению, меньше похож на человека. Перед началом испытания участникам предложили выбрать между моделью-мужчиной и моделью-женщиной без экипировок и кепок, чтобы убедиться, что выбор не зависит от пола модели. Велосипедисты в шлемах действительно казались участникам менее человечными, чем велосипедисты в кепках или без какого-либо головного убора и снаряжения — так посчитало от 357 до 397 респондентов. Примерно столько же участников посчитало велосипедистов в кепках менее человечными, чем велосипедистов без головного убора. Но между кепкой и шлемом участники выбирали шлем как атрибут меньшей человечности. Менее всего похожими на людей показались участникам велосипедисты в светоотражающих жилетах. Так, например, при сравнении изображений женщины в кепке и женщины в защитном жилете 398 респондентов посчитали женщину в жилете менее человечной. Судя по всему, велосипедистов в глазах других людей дегуманизирует защитное снаряжение в целом, а не просто шлем. Затем участникам предложили оценить велосипедистов по шкале дегуманизации, в начале которой расположен таракан (это 0), а в конце — человек (100). Эту шкалу респондентам уже показывали в начале исследования, а теперь им нужно было поместить на нее велосипедистов. Около 30 процентов респондентов посчитали велосипедистов не на 100 процентов людьми. В основном среди этих 30 процентов оценки человечности велосипедистов располагались в диапазоне от 81 до 99 процентов. На вопрос о том, почему они выбрали то или иное фото, респонденты отвечали по-разному. Кто-то говорил так: чем больше открытой кожи, тем больше модель похожа на человека. Для других спортивная экипировка указывала на лучшую физическую форму, и, как следствие, большую человечность. Также участники рассказали, как по их мнению воспринимают их водители на дорогах, если они едут на велосипеде. Они подтвердили, что экипировка вызывает больше агрессии, а женщины сказали, что к ним относятся не так агрессивно, как к их друзьям-мужчинам. Возможно, пишут авторы, защитная экипировка вызывает дегуманизацию и большую агрессию из-за того, что она явно указывает на принадлежность велосипедиста к группе. В итоге негативная репутация всей группы с большей вероятностью будет присвоена конкретному человеку. Таким образом, возникает потенциальный конфликт: снаряжение предназначено для того, чтобы сделать езду на велосипеде более безопасной, однако его наличие может вызвать большую агрессию со стороны других людей. Однако авторы отметили, что участники могли выбирать между двумя фотографиями по какому-то собственному принципу (например, эстетическому), то есть результаты могут и не отражать степень дегуманизации. Также они отметили, что их выборка не была репрезентативной выборкой австралийского населения. Среди участников преобладали мужчины среднего возраста с более высокими доходами, чем у среднего австралийца, более высокообразованные и работающие полный рабочий день. Ранее мы рассказывали о том, что во Франции разработали жилет для велосипедистов, который надувается при падении и таким образом гасит удар.