Компания SpinLaunch впервые показала видеозапись с макета ракеты, запускаемого из центрифужного ускорителя. В будущем компания планирует использовать его увеличенную версию и настоящую ракету для запуска спутников в космос.
Почти все ракеты начиная с советской «Р-7», запустившей первый спутник в 1957 году, используют одинаковый принцип работы (хотя применяемые в них технологии, конечно же, развивались): в них используется конструкция 2–5 ступенями с реактивными двигателями. Ракета стартует с уровня земли и поэтапно сбрасывает одну ступень за другой, чтобы уменьшить вес и облегчить полет.
Для выхода на орбиту двигателям или другим источникам импульса необходимо придать ракете скорость в 7,8 километра в секунду, а из-за взаимодействия с атмосферой в реальности необходимо еще около полутора километров в секунду. Это фундаментальные физические ограничения, однако инженеры нашли способы, как «обойти» их — переложить набор части скорости с самой ракеты на какой-то дополнительный источник скорости. Два из этих способов применяются или применялись ранее на практике. Один из них заключается в том, что перед запуском ракета поднимается в воздух самолетом, за счет чего она стартует не с земли, а с высоты 10-12 километров, причем уже имея некоторую скорость. Так работают ракеты Pegasus и LauncherOne. Второй способ использует вращение Земли, которое при запуске с экватора позволяет сэкономить около 0,5 километра в секунду. Его использовал проект «Морской старт» и в будущем может использовать китайская морская платформа.
Также есть концепция, при которой ракета еще на земле разгоняется не собственными двигателями, а большим ускорителем, а двигатели ракеты начинают работать уже высоко в атмосфере. Пока такую систему никто не испытывал на практике, но есть проекты, которые намереваются сделать это в ближайшие годы. SpinLaunch занимается разработкой подобной системы уже несколько лет. В октябре она провела первые испытания уменьшенного демонстратора технологий, а сейчас впервые показала вид из макета ракеты.
Ускоритель, который создает SpinLaunch, представляет собой большую круглую камеру с вращающейся стрелой. Перед запуском на одном из ее концов закрепляют ракету, а из камеры откачивают воздух. После того, как центрифуга раскручивается, фиксирующий механизм в стреле отпускает ракету, и та со скоростью около 2,2 километра в секунду вылетает через отверстие в камере, затянутое разрываемой пленкой. На первом этапе полета ракета поднимается до 60 километров, а затем сбрасывает обтекатель (он, в отличие от обычных ракет, закрывает весь ее корпус) и включает двигатель первой из двух ступеней, после чего выходит на орбиту, как и обычные ракеты-носители.
В конце апреля компания провела восьмое испытание уменьшенного прототипа ускорителя, и на этот раз показала, как будет выглядеть раскрутка и взлет ракеты. Во время испытаний использовался трехметровый макет. При вылете он двигался со скоростью около 450 метров в секунду, после чего поднялся выше 7600 метров, сообщает Gizmodo со ссылкой на вице-президента SpinLaunch.
В будущем компания планирует построить полноразмерный ускоритель диаметром более 90 метров. Он будет расположен не вертикально, как сейчас, а под углом к поверхности. Предполагается, что ракета сможет выводить на орбиту грузы массой до 200 килограмм, а первый запуск на орбиту произойдет в 2025 году. Стоит отметить, что такая система вряд ли сможет запускать большинство спутников из-за крайне высоких нагрузок при старте.
Помимо SpinLaunch также существует проект Green Launch, который планирует ускорять ракету на начальном этапе выстрелом из пушки. Подобную систему в 1960-х годах разрабатывали и испытывали американские военные. В одном из испытаний им удалось поднять снаряд на высоту 180 километров.
От редактора
После публикации заметки мы изменили заголовок, чтобы подчеркнуть, что речь идет об ускорителе для ракет, а не ускорителе с ракетным двигателем.
Григорий Копиев
Сроки ее создания пока неизвестны
Частная космическая компания Blue Origin анонсировала разработку сверхтяжелой версии ракеты New Glenn. Новая ракета, получившая название New Glenn 9x4, будет способна доставить более двадцати тонн полезной нагрузки на траекторию перелета к Луне, сообщается на сайте компании.