Табло со статистикой смертей в ДТП увеличили количество аварий на дорогах Техаса

Электронные табло со статистикой смертей на дорогах штата, установленные в Техасе для привлечения внимания водителей к безопасности, привели к увеличению аварий. Авторы статьи, опубликованной в Science, считают, что дизайн таких сообщений в совокупности с негативно окрашенной информацией привлекает слишком много внимания и отвлекает водителей от дороги.

По данным ВОЗ, каждый год около 1,3 миллиона человек умирает в авариях на дорогах. В список самых распространенных причин ДТП вошли такие факторы как превышение скорости, состояние опьянения, отказ от использования защитных средств (шлем, ремень, детское кресло), неисправность транспортного средства, а также отвлечение внимания водителя от дороги и небезопасная дорожная инфраструктура. При этом есть исследования, которые показывают, что больше всего отвлекают водителей рекламные щиты и зоны дорожных работ.

Система дорожного движения постоянно изменяется, чтобы сделать передвижение людей удобнее и безопаснее. Один из способов привлечь внимание водителей к безопасности на дорогах — установка табло переменной информации. Такие табло отличаются хорошей читаемостью в любую погоду и используются для донесения до водителей актуальной информации, например, о скоростном режиме или погодных условиях. Несмотря на то, что такие табло действительно снижают количество аварий, связанных с превышением скорости, вопрос о том, все ли предупреждения будут способствовать повышению безопасности на дороге остается открытым.

Джонатан Холл (Jonathan D. Hall) из Университета Торонто и Джошуа Мадсен (Joshua M. Madsen) из Университета Миннесоты проанализировали данные аварий на дорогах Техаса c 2010 по 2017 год, чтобы проверить, как показ информации по смертям на дорогах штата влияет на водителей. В рамках проекта по привлечению внимания водителей к дорожной безопасности департамент транспорта Техаса решил показывать текущую статистику по смертельным авариям в штате на установленных ранее табло переменной информации. Статистика намеренно выводилась на табло большими буквами, сразу бросающимися в глаза, и показывалась только одну неделю в месяц. Такая система дала возможность сравнить количество аварий в дни показа статистики и в дни, когда на табло ее не было.

Анализ 844939 произошедших за это время ДТП показал, что в пределах 10 километров от табло количество аварий в дни сообщения со смертями возрастало на 1,35 процента. Регрессионный анализ с поправкой на дополнительные параметры, такие как погода, день недели и праздники увеличил процент возрастания аварий в дни показа сообщений о смертях на таком промежутке дороги до 4,5 процента. Исследователи также выявили следующие характеристики этого эффекта: чем выше количество смертей, указанное на табло, и сложнее дорога, тем больше аварий. Эффект снижался по мере удаления от табло переменной информации и касался ДТП, в которых участвовало несколько транспортных средств (то есть таких аварий, где было взаимодействие между участниками дорожного движения).

Кроме того, авторы описали возможный механизм действия эффекта: из-за того, что внимание и рабочая память имеют ограниченный объем, отвлекающие водителя факторы перегружают их. Эти функции, в свою очередь, связаны с когнитивной нагрузкой, уровень которой влияет на эффективность обучения и выполнения задач. Высокий уровень когнитивной нагрузки (например, привлечение внимания посторонними предметами, которые отвлекают от задачи) затрудняет процесс обработки нужной информации. Сообщения со статистикой по смертям на дорогах были специально сделаны так, чтобы привлечь внимание водителя и заставить задуматься о безопасности. Но негативно окрашенная информация, которая бросалась водителям в глаза, считают авторы, могла повысить их обеспокоенность, что увеличило когнитивную нагрузку и не дало быстро реагировать на изменение ситуации на дороге.

Ученые отмечают, что несмотря на выявленный эффект, проект с показом статистики может быть полезным, но для этого сообщения не должны так сильно бросаться в глаза, а когнитивная нагрузка водителей (например, связанная со сложностью дороги) должна быть низкой на момент показа таких сообщений.

Есть и другие факторы, влияющие на внимание водителя. Например, прошлые исследования показали, что водители, которые спали меньше семи часов в сутки, чаще становились виновниками аварий, а у тех, кто спал менее четырех часов, риск стать виновником ДТП повышался на 15 процентов по сравнению с теми, кто спал от семи до девяти часов. Другое исследование, проведенное Американской автомобильной ассоциацией, выявило, что использование адаптивного круиз-контроля приводит к тому, что водитель значительно чаще отвлекается от дороги.

Анастасия Ляшенко

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Студенты ниже оценили женщин при их меньшинстве среди преподавателей

При равновесии или большинстве женщин оценки студентов не различались