Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Привыкание к системе помощи водителю отвлекло людей от дороги

Ad Council / YouTube

Люди с большим опытом вождения автомобилей с продвинутой системой помощи водителю значительно чаще отвлекаются во время езды, чем те, кто только начал ей пользоваться. Это выяснили исследователи Американской автомобильной ассоциации (AAA): в течение почти двух лет они изучали, как водят 150 добровольцев. Статья, а также краткая заметка опубликованы на сайте AAA.

Пока что беспилотные автомобили находятся на стадии тестирования, но многие функции помощи водителю есть в серийных автомобилях уже сейчас. Например, часто продвинутые системы помощи водителю (ADAS) включают адаптивный круиз-контроль, при котором автомобиль самостоятельно держит заданную дистанцию до идущей перед ним машины, а также функцию удержания в полосе. Эти системы создавались с целью повысить безопасность на дорогах, однако нет единого мнения о целесообразности их применения до создания полноценных беспилотных автомобилей, полностью отвечающих за вождение.

С одной стороны, ADAS служит чем-то вроде дополнительной пары глаз: она должна повышать общую безопасность поездок. Эту точку зрения подтверждает, к примеру, статистика по использованию системы Autopilot в автомобилях Tesla: после ее установки частота аварийного срабатывания подушек безопасности снижается в среднем на 40 процентов. С другой стороны, если водитель долго ездит со страхующей его системой и на реальных примерах видит, что она работает достаточно хорошо, он может привыкнуть к ней и начать отвлекаться на посторонние дела чаще, чем при езде без ADAS.

Исследователи из AAA решили проверить эту гипотезу на реальных данных с американских дорог, полученных в рамках исследований Virginia Connected Corridors (VCC) и Mixed Function Automation (MFA). Из VCC были взяты данные по 30 владельцам автомобилей с ADAS, собранные с ноября 2016 года по июнь 2018 года. Из MFA были взяты данные по 120 водителям, которым предоставляли автомобили с ADAS на четыре недели.

Во всех автомобилях были установлены камеры, а также датчики для сбора данных ускорений и маневров. Кроме того, в данных было отмечено состояние ADAS — одновременно включенный контроль полосы и адаптивный круиз-контроль.

Исследователи обнаружили, что водители из выборки VCC, использующие автомобиль с ADAS, во время работы системы на 80 процентов чаще отвлекаются на посторонние задачи, чем при полностью ручном управлении машиной. При этом среди водителей из выборки MFA, использующих автомобиль с ADAS не так долго, такой тенденции не наблюдалось. Во взаимодействии водителей с ADAS, таким образом, можно выделить разные стадии: в первые недели водители, например, привыкают к частично автономному автомобилю.

Все серийные автомобили, оборудованные ADAS, требуют, чтобы водитель постоянно следил за дорогой, и автопроизводители отслеживают внимание водителя разными способами. Например, Tesla Autopilot учитывает нажатие на руль, что можно обмануть подвешенным мешочком с мелочью, тогда как в Cadillac Super Cruise и Nissan ProPilot 2.0 внимание отслеживается напрямую по направлению взгляда с помощью камер.

Привыкание к хорошо работающему автопилоту заставило многих разработчиков беспилотных автомобилей, таких как Waymo и Ford, пропустить третий уровень автономности и разрабатывать сразу полностью автономные беспилотники четвертого и пятого уровней. Это приводит к тому, что во время испытаний некоторые инженеры, обязанные следить за дорогой, отвлекаются или вовсе засыпают, причем в некоторых случаях не помогает даже второй инженер: иногда засыпают оба.

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.