Люди, которые спят меньше семи часов в сутки, чаще становятся виновниками ДТП. Особенно велик риск для тех, кто спал меньше четырех часов — они становятся виновниками аварии в 15 раз чаще, чем высыпающиеся люди, говорится в исследовании, опубликованом в журнале Sleep.
Каждый пятый американец спит меньше рекомендованных 7-9 часов в сутки; россияне в среднем спят, по разным данным, от немногим более семи часов до 9 часов 20 минут, при этом 43 процента жителей страны говорят, что спят мало. Недостаток сна имеет самые разные неблагоприятные последствия для здоровья: например, его связывают с болезнью Альцгеймера и деменцией, а также с тягой к нездоровой пище.
Брайан Теффт (Brian Tefft) из некоммерческой организации AAA Foundation for Traffic Safety, занимающейся безопасностью дорожного движения, проанализировал данные 5,7 тысячи аварий в 2005-2007 годах с участием 10,2 тысячи водителей, расследованных американским министерством транспорта для собственного исследования. В выборку попали аварии в интервале с шести утра до 23:59 с как минимум одной сильно поврежденной машиной, на которые вызвали скорую медицинскую помощь. В частности, эксперты опросили водителей, выяснив, сколько те спали в ночь перед аварией.
Теффт определил водителей, виноватых в авариях, опираясь на их ошибочные действия и нарушения правил, которые эксперты министерства сочли решающими для аварии (сами эксперты при этом не определяли виновников). В целом большинство водителей, как виновных, так и не виновных в своей аварии (70 и 78 процентов соответственно) сообщили, что спали от семи до девяти часов, еще 8 и 7 процентов — шесть часов.
Затем Теффт показал, что для водителя, спавшего менее четырех часов, риск попадания в аварию по собственной вине был в 15,1 раза выше, чем для водителя, проспавшего от семи до девяти часов — по оценке министерства транспорта, это сопоставимо с уровнем риска от превышения установленного лимита содержания алкоголя в крови в полтора раза. Особенно сильно такие водители рисковали попасть в аварии с одним автомобилем (то есть, к примеру, врезаться во что-либо), которые, как отмечает автор, часто приводят к травмам и смерти.
Для тех, кто спал шесть, пять и четыре часа, риск был соответственно в 1,3, 1,9 и 2,9 раза выше. Кроме того, риск стать виновником аварии повышался для тех, кто сообщал, что в предыдущие семь дней у них сменился режим работы или сна или что обычно они испытывали сонливость днем, а также для тех, кто до аварии вел машину три часа или дольше. Впрочем, стоит отметить, что из-за небольшой выборки результаты исследования следует трактовать с осторожностью.
«Заснуть за рулем — не единственный риск. Даже при бодрствовании невыспавшиеся водители больше рискуют совершить ошибки, которые могут иметь трагические последствия», — сказал Теффт, которого цитирует издательство журнала. В статье автор пишет, что это первое исследование, в котором разный уровень недостатка сна количественно связывается с риском аварийной ситуации. Он также отмечает, что Национальный фонд сна в 2015 году заключил, что за руль нельзя садиться тем, кто спал не более двух часов — возможно, считает Теффт, этот критерий нужно расширить до четырех часов сна.
Недостаток сна, помимо прочего, приводит к тому, что человек чувствует себя более одиноким и социально изолированным, причем это чувство передается и другим людям — к такому выводу пришли американские ученые, которые провели серию лабораторных и онлайн-экспериментов.
Ольга Добровидова
Всего описано не более 20 таких случаев
Американские врачи описали случай инсульта у молодой женщины после того, как она покаталась на аттракционе с круговым движением. Как сообщается в журнале Cureus, у нее пострадало правое полушарие мозжечка. Инсульт традиционно считается заболеванием среднего и пожилого возраста, из-за чего эти возрастные группы оказываются более изученными, в то время как исследования, касающиеся инсульта у людей в возрасте до 45 лет, ограничены. Также не до конца известно, насколько для них опасны модифицируемые факторы риска — высокое кровяное давление, ожирение, курение в течение 10 лет и малоподвижный образ жизни. Поэтому часто врачи не могут установить, из-за чего у более молодых пациентов возникает инсульт. Существует несколько гипотез патофизиологических механизмов таких инсультов. Например, сообщалось, что расслоение одной из шейных артерий ответственно за четверть случаев инсультов у молодых. А до 45 процентов людей с открытым овальным окном подверглись повышенному риску инсульта. Кроме того, в литературе описано несколько случаев острого ишемического инсульта у пациентов, которые катались на американских горках или других аттракционах, и у которых случилось сдавление сонной артерии на фоне аномалии развития шейного отдела позвоночника и расслоения позвоночной артерии — но это довольно редкое явление, пока что зафиксировано не более 20 таких случаев. Сайед Хашим Али Инам (Syed Hashim Ali Inam) с коллегами из Университета Маршалла описали еще один такой случай. В университетскую клинику обратилась 37-летняя женщина с нелеченной гипертонией в анамнезе, которая курила по одной пачке сигарет в день в течение десяти лет. Она жаловалась на плохую координацию правой стороны тела и атаксическую походку. Симптомы появились после посещения аттракциона, на котором участники на большой скорости вращаются по кругу. Она не сообщала о травмах головы. Спустя два дня после посещения парка аттракционов симптомы оставались без изменения, а тонометр показывал высокое кровяное давление. Муж пациентки доставил ее до приемного покоя. Во время осмотра артериальное давление у нее поднялось до 199/82 миллиметров ртутного столба, частота сердечных сокращений составила 82 удара в минуту, частота дыхания — 18, а насыщение кислородом — 97 процентов. Компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного мозга показала инсульт в правом полушарии мозжечка, в бассейне верхней мозжечковой артерии (ее дистальный отдел плохо визуализировался, однако тромбоэмболов врачи не обнаружили). Невролог назначил пациентке аспирин и выписал под амбулаторное наблюдение. В дальнейшем у нее прогрессировала несогласованность движений (атаксия), поэтому ей назначили повторную магнитно-резонансную томографию головного мозга, которая не выявила новых повреждений мозжечка. Спустя шесть месяцев компьютерная томография выявила неповрежденную стабильную аневризму бифуркации правой средней мозговой артерии размером до четырех миллиметров, которую рекомендовалось контролировать раз в год. Врачи считают, что непосредственной причиной инсульта в этом случае может быть перерастяжение шеи, которое часто случается при катании на аттракционах. Вращательные силы, воздействующие на артерии на уровне первого и второго шейных позвонков, также могут повышать риск инсульта. Также авторы статьи рекомендуют оповещать на информационных щитах перед аттракционами о таких рисках. Недавно мы рассказывали про совершенствование метода лечения инсульта: ученые модифицировали молекулу миоглобина кашалота так, чтобы она могла снабжать кислородом стволовые клетки, которые вводят в головной мозг для репарации тканей в зоне инсульта.