Команда американских ученых провела исследование связи нарушения различных фаз сна и возникновения деменции в пожилом возрасте. Изучив качество сна 321 человека в возрасте старше 60 лет, они выяснили, что уменьшение длительности фазы быстрого сна всего на один процент приводит к повышению вероятности появления деменции в течение последующих 12 лет на девять процентов. Статья опубликована в журнале Neurology.
Нарушения сна являются симптомом многих нейродегенеративных и психических заболеваний и синдромов, в том числе и деменции — приобретенного слабоумия, характеризующегося нарушением когнитивных функций, которое чаще всего возникает в старости. Однако, связь появления и развития деменции и нарушения разных фаз сна, а именно различий между стадиями медленного сна, во время которого происходит засыпание, и быстрым сном, который характеризуется повышенной мозговой активностью, до сих пор не изучена до конца.
Авторы новой работы провели исследование связи нарушения фаз быстрого сна и последующего развития деменции в пожилом возрасте. Они обследовали сон 321 человека в возрасте старше шестидесяти лет (средний возраст участника эксперимента равнялся 67 годам) с помощью полисомнографии — метода измерения различных физиологических показателей (дыхания, сердцебиения, активности головного мозга), который помогает выявить продолжительность каждой фазы сна, а также его общее качество и глубину. В течение последующих 12 лет они собирали данные о возникновении деменции, а также различных синдромов болезни Альцгеймера. На момент измерения качества сна все участники эксперимента были психически здоровы, не имели проблем со сном, не принимали медикаменты, влияющие на сон, а также не имели задокументированных симптомов проявления нейродегенеративных заболеваний.
Ученые выяснили, что в течение 12 лет после обследования фаз сна симптомы деменции проявились среди 32 участников, у 24 из которых деменция была также синдромом болезни Альцгеймера. Исследователи сравнили данные различных фаз сна среди людей, не проявляющих симптомы, и пациентов с деменцией. Качество, продолжительность и время входа в медленные фазы сна не отличалось среди групп, в связи с чем ученые сочли качество медленного сна фактором, не играющим большую роль в возникновении деменции. Параметры, характеризующие фазу быстрого сна, однако, существенно отличались среди групп: исследователи выяснили, что люди, у которых в дальнейшем проявились симптомы деменции, тратили больше времени на вход в фазу быстрого сна и, в среднем, проводили в ней меньше времени. Считается, что средний показатель времени, которое здоровый человек проводит в фазе быстрого сна, — это примерно 20-25 процентов от всего ночного сна. Люди, проявившие симптомы деменции, проводили в этой фазе в среднем 17 процентов ночного сна. Ученые также выявили закономерность, в соответствии с которой уменьшение времени, проведенного в фазе быстрого сна, всего на один процент приводило к увеличению риска возникновения деменции на девять процентов.
Авторы работы отмечают, что их исследование показывает связь между нарушением сна в быстрой фазе и последующим возникновением деменции в пожилом возрасте. Исследователи отмечают, что их результаты могут помочь в раннем выявлении деменции, а также в своевременном введении методов профилактики. Кроме того, ученые отмечают, что для подробного изучения этой тенденции, а также причин связи между нарушением фазы быстрого сна и появлением нейродегенеративных синдромов в будущем необходимо увеличить количество участников подобных экспериментов. Также стоит отметить, что качество сна в исследовании измерялось один раз, и для выявления более точной тенденции между ухудшением фазы быстрого сна и появлением деменции в будущем необходимо анализировать сон участников систематически.
Проблемы со сном считают предшественником многих нейродегенеративных заболеваний. Так, в нашей заметке вы можете узнать о том, как недостаток сна связан с появлением в мозге белков бета-амилоидов, связанных с возникновением болезни Альцгеймера.
Елизавета Ивтушок
Как мир победил оспу
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Историк медицины Фрэнк Сноуден считает, что для того, чтобы понять, что происходит в обществе, нужно учитывать не только экономические кризисы, войны и революции, но и инфекционные заболевания. В книге «Эпидемии и общество: от Черной смерти до новейших вирусов» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Марией Багоцкой и Павлом Купцовым, он рассказывает, как эпидемии влияли на религию, искусство, становление современной медицины и общественного здравоохранения. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным тому, как оспа заставила врачей изобрести прививки — и почему у них сразу появились противники.