Археологи впервые нашли в Южном Зауралье медеплавильный горн на руднике бронзового века

Археологи впервые обнаружили в Южном Зауралье остатки медеплавильного горна на руднике бронзового века, который оставили носители синташтинской или абашевской культур. Исследование показало, что на рубеже III–II тысячелетий до нашей эры его использовали для выплавки чистой меди при высокой температуре, достигавшей 1400–1500 градусов Цельсия. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Поволжская археология.

Около XXI–XVIII веков до нашей эры в степях Южного Урала и Северного Казахстана существовала синташтинская археологическая культура, которая известна в первую очередь благодаря 24 крупным укрепленным поселениям и курганным могильникам. На территории поселений находились каркасно-столбовые жилища площадью от 80 до 240 квадратных метров, которые условно делились на жилую и хозяйственную зоны. Могильники обычно располагались на противоположном от поселения берегу рек. Их исследование показало сложную обрядность и дало богатый материал, включая многочисленное оружие, орудия труда, украшения, ритуальные и бытовые предметы, а также древнейшие в мире колесницы. Хозяйство синташтинцев основывалось на скотоводстве и металлургии, однако существуют и свидетельства их знакомства с земледелием и охотой.

Примерно в то же время, около 2140–1740 годов до нашей эры, на территории от Нижнего Поочья до верховий Урала существовала абашевская археологическая культура. Абашевцы также преимущественно занимались скотоводством, но знали и земледелие. Некоторые абашевские поселения дали значительные материальные остатки, включая свидетельства металлургии – фрагменты руды, обломки плавильных печей, литейных форм, а также капли металла и шлаки. Похоже, именно абашевцы первыми начали разрабатывать месторождения цветных металлов на Урале, из которых они изготавливали, в частности, ножи, кинжалы, долота, топоры, наконечники, а также украшения. Одной из ярких черт этой культуры выступает система верований, в которой важное место уделялось культам огня и солнца.

Полина Анкушева (Polina Ankusheva) из Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета совместно с уральскими коллегами исследовала медеплавильный горн, который обнаружили во время раскопок древнего рудника Новотемирский, расположенного в Чесменском районе Челябинской области. Горн представлял собой округлое пятно диаметром примерно 60–65 сантиметров, в заполнении которого археологи нашли 21 фрагмент керамики, металлические шлаки и фрагменты костей животных. Ученые отобрали девять образцов шлака и десять образцов грунта из заполнения горна и за его пределами.

С помощью рентгенофлуоресцентного анализа исследователи выяснили, что грунт из горна содержал высокие концентрации меди, никеля, хрома и железа. Ученые отметили, что найденная печь для выплавки похожа на те, что были найдены на укрепленных поселениях синташтинской культуры — в Аркаиме, Синташте и Устье, а также на памятниках абашевской, алакульской и срубной культур. Это были горны ямно-купольного типа, глубина которых составляла 30–40 сантиметров, а диаметр — 40–60 сантиметров.

В заполнении горна ученые нашли 249 фрагментов шлака весом 264 грамма. Анализы показали, что они сложены оливином (около 40–45 процентов), магнетитом (около 40–50 процентов), пироксеном и стеклом (в общей сложности около 5–10 процентов). Кроме того, в шлаках, например, находились капли металлической меди и халькозина, а также единичные зерна кварца и хромшпинелидов. Методом масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой они выяснили, что капли металла представлены главным образом чистой медью. Реже встречались примеси железа, никеля, мышьяка и кобальта.

Исследователи выяснили, что на рубеже III–II тысячелетий до нашей эры древние металлурги Южного Урала выплавляли руду при высокой температуре, которая достигала 1400–1500 градусов Цельсия. Территориально-хронологическая локализация позволила археологам предположить, что находка связана с синташтинской культурой. Однако ученые отметили, что минералогические особенности шлаков находят свои параллели с памятниками абашевской культуры. На эту принадлежность также может указывать керамика, обнаруженная в горне, которую изготовили с примесью дробленых раковин. Вместе с тем археологи заключили, что в эпоху бронзы выплавка металла в Южном Зауралье осуществлялась не только на поселениях, но и могла происходить непосредственно рядом с месторождениями меди.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях памятников бронзового века, найденных на территории России. Так, археологи обнаружили древнейшее погребение эпохи бронзы в Юго-Восточных Саянах, а в Южном Зауралье нашли 17 младенческих погребений, относящихся к синташтинской культуры.

В Омской области нашли древнейший в Западной Сибири рыболовный крючок