Археологи нашли древнейшее погребение эпохи бронзы в Юго-Восточных Саянах

Иркутские археологи обнаружили в Республике Бурятия древнейшее погребение эпохи бронзы в Юго-Восточных Саянах. Оно принадлежало подростку, захороненному под каменным курганом, окруженным кольцевой выкладкой. Кроме того, ученые нашли 34 курганообразные конструкции и самый северный херексур. О находке сообщает Иркутский национальный исследовательский технический университет.

Байкальский регион представляет собой переходную зону от горных степей и лесостепей Центральной Азии к таежной зоне Восточной Сибири. Здесь, начиная с бронзового века, проживали по соседству древние этнические общности, чей хозяйственно-культурный уклад различался коренным образом. С одной стороны, были племена степных скотоводов-кочевников, с другой — охотники и рыболовы горнотаежных районов.

Бронзовый век Прибайкалья известен в первую очередь благодаря культуре плиточных могил (около 1300–300 годов до нашей эры), которая ассоциируется с предками современных монголов. Памятники этой культуры характеризуются необычным единообразием на территориях Байкальского региона, Северной Монголии, Гоби и Ордоса. Крупные могильники включают до 350 оградок с четкой планировкой, а только в Агинском Бурятском округе археологи зафиксировали более трех тысяч отдельных плиточных могил.

Археологи из Иркутского национального исследовательского технического университета под руководством Артура Харинского (Arthur Kharinsky) провели раскопки в Окинском районе Республики Бурятия в местности Номто-Гол. В ходе работ на могильнике Шарза-3 ученые обнаружили необычное захоронение, в котором погребенный лежал не в традиционной могиле, а на поверхности земли под каменным курганом, окруженным кольцевой выкладкой.

Ученые отметили, что погребальный обряд отличается от ранее известных находок Прибайкалья. Скелет подростка оказался обращен головой на юго-восток, рядом с грудью умершего находились красный и желтый камни. По мнению археологов, обнаруженное захоронение представляет собой древнейшее погребение в Юго-Восточных Саянах, датированное бронзовым веком. Похожие захоронения, но с ориентировкой скелета на северо-запад, известны на севере Хубсгула в Монголии, что указывает на культурные контакты между жителями Горной Оки и Прихубсугулья.

Обнаруженные в погребении кости сохранились плохо, поэтому установить половую принадлежность оказалось невозможно. Для проведения точной радиоуглеродной датировки ученые передали материалы в лабораторию Оксфордского университета. Археологи также выявили 34 курганообразные конструкции, насыпи которых в диаметре составляют от четырех до шести метров. Однако часть кенотафов серьезно пострадала при строительстве соседнего села, кроме того, местные жители использовали камни из насыпей для собственных нужд.

На территории «курганного поля» оказался хорошо сохранившийся херексур — самый северный известный памятник данного типа. Археологи предполагают, что верховья Оки были одним из центров расселения представителей культуры оленных камней и херексуров. Подобные сооружения широко распространены в соседних регионах Монголии и представляют собой следы пребывания европеоидных племен, продвигавшихся в восточную часть Центральной Азии.

Ранее на N + 1 рассказывали о других обнаруженных на территории России погребениях, относящихся к эпохе бронзы. Так, челябинские археологи в ходе раскопок могильника Степное-1 нашли 2 взрослых и 17 детских захоронений синташтинской культуры, а сибирские исследователи раскопали несколько могильников тагарской культуры поздней бронзы и раннего железа.

Часть элиты Умм-эль-Марры родилась за пределами города