Американцы показали испытания беспилотного внедорожника

Инженеры из Вашингтонского университета показали испытания беспилотного внедорожника в реальных условиях. Команда университета участвует в конкурсе DARPA по разработке беспилотных автомобилей для бездорожья.

Сегодня почти все разработки в области автономного вождения ведутся для создания роботакси и беспилотной доставки. Но бурное развитие этой отрасли началось с конкурсов, проводившихся DARPA в середине 2000-х годов, из которых первые два были нацелены на разработку именно внедорожных беспилотников. Предполагалось, что это подстегнет развитие автономных и полуавтономных военных машин, но фактически оказалось, что гражданские беспилотники получили гораздо большее распространение и внимание со стороны инженеров и компаний.

В 2020 году DARPA решило вернуться к идее проведения конкурсов по разработке автономных внедорожников и назначила на весну этого года первые соревновательные заезды. В нем участвует команды из трех организаций: Университета Карнеги — Меллона, Вашингтонского университета и NASA. Все команды получают одинаковые внедорожники Polaris RZR S4 1000 Turbo, оснащенные камерами, лидарами и радарами, и соревнуются в создании самого эффективного программного обеспечения.

DARPA планировало провести первый этап конкурса в марте, но его результаты пока неизвестны, как и то, прошел ли он вообще. Однако в начале апреля лаборатория обучения роботов Вашингтонского университета опубликовала три ролика заездов обеспилоченного Polaris RZR. Они были сняты в начале февраля во время испытаний в рамках подготовки к конкурсу.

Всего они опубликовали три ролика, два из которых были сделаны на одном маршруте, но в противоположных направлениях. Во время заездов машина без участия человека проехала через контрольные точки, перемещаясь как по грунтовым дорогам, так и по сложным местам, например, глубоким лужам или канавам. Инженеры отмечают, что машина не использовала GPS или высокоточные карты местности.

Алгоритмы беспилотной езды проверяют не только на полноценных внедорожниках. В 2018 году другая группа американских инженеров показала небольшую беспилотную машинку, ездящую по грунтовому треку.

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Сверхзвуковой самолет Overture изменит центр тяжести в зависимости от скорости полета

Также компания рассказала об архитектуре двигателя Symphony

На прошедшем Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже американская компания Boom Supersonic рассказала о внутренней конструкции своего будущего сверхзвукового самолета Overture — кроме трех основных компьютеров на борту будет находиться резервный четвертый, а топливная система будет изменять центр тяжести воздушного судна в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Также компания рассказала подробности о разрабатываемом для самолета двигателе Symphony. Компания Boom Supersonic из Колорадо представила концепт пассажирского сверхзвукового самолета Overture в 2016 году. В текущей версии проекта длина фюзеляжа составляет 61 метр, размах крыла 18 метров, а взлетная масса 77 тонн. Самолет оснастят четырьмя двигателями, размещенными в отдельных мотогондолах под крылом. Крыло оживальной формы с дополнительным изгибом вдоль продольной оси фюзеляжа (крыло чайки). В конструкции широко используются композитные материалы для снижения массы и расхода топлива. Overture сможет перевозить от 65 до 80 пассажиров со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров без применения форсажного режима двигателей. Специально для самолета разрабатывают двигатель Symphony, который работает на синтетическом топливе. Перед постройкой полноразмерного прототипа самолета компания планирует отработать ряд технологий на прототипе XB-1 Baby Boom — уменьшенной версии самолета с двуместной кабиной. Размах крыла XB-1 составляет 5 метров, а взлетный вес около 6 тонн. В отличие от полноразмерного прототипа, демонстратор имеет только три двигателя в хвостовой части. Выкатка готового прототипа демонстратора технологий произошла в 2020 году, а первый полет планируется в середине 2023 года. На недавно завершившемся Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже компания Boom Supersonic отчиталась о текущем прогрессе проекта и представила информацию о ключевых деталях конструкции самолета и двигателя. Например, топливная система Overture позволит контролировать положения центра тяжести за счет перераспределения топлива в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Она будет полностью совместима с синтетическим топливом, которое планируется использовать для двигателей Symphony. Гидравлическая система получит тройное резервирование. Управлять самолетом будущему экипажу придется с помощью боковых ручек (сайдстики). Помимо трех основных компьютеров, ответственных за управление на борту будет также резервный четвертый. На этапах взлета и посадки для улучшения обзора, которому мешает длинный заостренный нос самолета, будет использоваться вспомогательная видеосистема, входящая в комплекс бортовой авионики. Шасси самолета позволит использовать взлетно-посадочные полосы большинства современных аэропортов. https://www.youtube.com/watch?v=x6hk9ct9rpw Также на выставке представили новую информацию о внутреннем устройстве турбовентиляторного двигателя Symphony. Двигатель без форсажной камеры и имеет среднюю степень двухконтурности. Его оснастят вентилятором диаметром 183 сантиметра. Компрессор и турбина низкого давления имеют по три ступени, а компрессор высокого давления — шесть. Турбина высокого давления одноступенчатая. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составит около 160 килоньютонов. https://www.youtube.com/watch?v=0Vzt5l3DgHg&t=1s Согласно текущим скорректированным планам компании первый полет Overture должен произойти в 2027 году. Получение сертификата типа запланировано в 2029 году. В данный момент продолжается строительство помещений цеха в Северной Каролине, где планируется производить сборку. К самолету проявляют интерес крупные авиаперевозчики. Так, о своих планах на приобретение в общей сложности нескольких десятков Overture уже заявили такие авиакомпании как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Подробнее о перспективах нового поколения сверхзвуковых самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».