«Дракон смерти» с размахом крыльев в девять метров оказался самым крупным птерозавром Южной Америки

Аргентинские и бразильские палеонтологи изучили ископаемые остатки крупного птерозавра, найденные в отложениях Аргентины возрастом 87–86 миллионов лет. Ученые назвали этого летающего ящера Thanatosdrakon amaru  его родовое название переводится как «дракон смерти». Размах крыльев этого гиганта достигал 9,2 метра, что делает его крупнейшим птерозавром Южной Америки и одним из самых больших летающих животных в истории. Предварительная версия статьи опубликована в журнале Cretaceous Research.

К семейству аждархид (Azhdarchidae) относятся самые крупные птерозавры — и заодно самые крупные летающие животные за всю историю существования жизни на Земле. Среди них кетцалькоатль Нортропа (Quetzalcoatlus nortropi) из США, арамбургиания (Arambourgiania philadelphiae) из Иордании, хацегоптерикс (Hatzegopteryx tambema) из Румынии и криодракон (Cryodrakon boreas) из Канады. Размах их крыльев находился в диапазоне 9–11 метров. Несмотря на разнообразие и широкое распространение аждархид, многие виды представлены фрагментарным материалом — это связано с хрупкостью их костей.

Леонардо Ортис Давид (Leonardo D. Ortiz David) из Национального университета Куйо и его коллеги из Аргентины и Бразилии исследовали окаменелости гигантского аждархида из верхнемеловой формации Плоттьер (Plottier Formation) в Аргентине. Возраст отложений этой формации составляет примерно 87–86 миллионов лет. Ископаемые остатки были представлены двумя экземплярами: изолированной плечевой костью и посткраниальным скелетом. Ученые оценили их размах крыльев в 9,2 и 7 метров соответственно.

На основе изученных окаменелостей палеонтологи описали новый род и вид — Thanatosdrakon amaru. Родовое название означает «дракон смерти», а видовое дано в честь змея Амару из мифологии инков. Филогенетический анализ показал, что танатосдракон относится к группе Quetzalcoatlinae, в которую входят гигантские аждархиды, причем он оказался наиболее тесно связан с кетцалькоатлями и криодраконом.

Ученые отмечают, что ископаемые остатки танатосдракона отличаются хорошей сохранностью. К примеру, это первый гигантский аждархид, у которого найден полный нотариум — сросшиеся туловищные позвонки. Размах крыльев в 9,2 метра делает танатосдракона самым крупным птерозавром Южной Америки из известных на сегодняшний день. Окаменелости этого гиганта обнаружены в отложениях пересыхающих рек — это подтверждает предположение о том, что аждархиды обитали вдали от побережий крупных водоемов и охотились на земле.

В декабре прошлого года вышло подробное описание окаменелостей кетцалькоатля, которое научный мир ждал много лет. N + 1 рассказал об этой работе в материале «Hic sunt dracones».

Пол гоминин возрастом более двух миллионов лет установили по белкам зубной эмали