Хэ Цзянькуй, известный как «создатель» первых в мире людей с отредактированным геномом, вышел на свободу из китайской тюрьмы. Об этом сообщило издание MIT Technology Review. По данным издания, Хэ уже связался со своими коллегами в Китае и за границей, но о его рабочих планах пока ничего не известно.
Хэ Цзянькуй получил мировую известность в ноябре 2018 года, когда объявил о рождении первых в мире детей с отредактированным геномом. Он сообщил, что использовал систему «молекулярных ножниц» CRISPR/Cas9, чтобы внести в геном нескольких эмбрионов мутацию CCR5Δ32. Она должна была сделать детей устойчивыми к заражению ВИЧ (подробнее — в нашем тексте «Исправленная редакция»).
Большинство представителей научного сообщества осудили эти эксперименты. Во-первых, их сочли неэтичными — поскольку не было доклинических испытаний, которые подтвердили бы безопасность такого вмешательства. Во-вторых, их сочли неаккуратными — судя по материалам, которые Хэ представил на своем докладе в Гонконге, в геноме первых двух девочек оказались не совсем те изменения, что были задуманы, и к тому же, не все клетки в их организме оказались отредактированы.
После этих дискуссий китайские власти арестовали Хэ и двух его коллег, а в конце 2019 года состоялся суд. Трех исследователей приговорили к штрафам и тюремному заключению. Хэ должен был провести в тюрьме три года — но, по данным MIT Technology Review, с учетом времени предварительного заключения итоговый срок оказался меньше, и сейчас ученый снова на свободе.
Статьи Хэ об экспериментах с ГМ-детьми до сих пор не опубликованы в научных журналах. Ученый пытался подавать рукопись в разные издания, но везде ее отказались публиковать. Поэтому до сих пор полных данных об этих экспериментах в открытом доступе нет, только отдельные фрагменты. Нет информации и о самих детях. Известно только, что их по меньшей мере трое (уже после доклада Хэ в 2018 году родилась еще одна), что все они девочки и что за их здоровьем пристально следят врачи, которые пока не заметили ничего особенно подозрительного.
Тем не менее, за то время, что Хэ провел под арестом и в тюрьме, научное сообщество внимательнее присмотрелось к гену CCR5. И выяснило, среди прочего, что он может быть связан с защитой от других инфекций, помимо ВИЧ, а также теоретически может влиять на когнитивные способности человека. Кроме того, появилась Международная комиссия по клиническому применению генетического редактирования. Она разработала список ситуаций, в которых теоретически могло бы применяться редактирование (если регуляторные органы соответствующей страны сочтут его этичным и безопасным) — и в большинстве этих ситуаций порекомендовала такие эксперименты не разрешать (об этом в нашем тексте «В будущее возьмут не всех»).
Так что Хэ едва ли сможет сейчас продолжить начатую работу. Тем не менее, по информации MIT Technology Review, после выхода на свободу ученый уже связался со своими коллегами в Китае и других странах. О своих планах он пока ничего не сообщал. Дозвонившемуся до него журналисту MIT Technology Review Антонио Регаладо Хэ сказал, что «сейчас не лучшее время, чтобы разговаривать».
О том, что еще можно и чего нельзя сделать с помощью CRISPR/Cas, мы писали в тексте «Эти буквы должен знать каждый». А об экспериментах Дениса Ребрикова, который тоже заявлял о планах создания ГМ-эмбрионов, читайте в тексте «В режиме редактирования».
Полина Лосева
При разгрузке сердца механическим насосом
Исследователи из пяти стран оценили уровень регенерации мышечных клеток сердца у пациентов с тяжелой сердечной недостаточностью и обнаружили, что снижение механической нагрузки вспомогательным желудочковым устройством значительно повышает его, то есть у этих клеток есть латентный регенеративный потенциал. Отчет о работе опубликован в журнале Circulation.