Европейский марсоход «Розалинд Франклин», который будет искать на Марсе возможные следы жизни в рамках второго этапа программы «ЭкзоМарс», прошел финальные проверки и технически готов к запуску. Но дата отправки аппарата к Марсу неизвестна, поскольку Европейское космическое агентство прекратило сотрудничество с «Роскосмосом», который создал посадочную платформу для миссии и отвечал за ее запуск.
«ЭкзоМарс» — двухэтапная программа Европейского космического агентства и российской госкорпорации «Роскосмос» по исследованию Красной планеты. Первый этап программы начался в 2016 году, когда к Марсу отправились орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter и демонстрационный спускаемый модуль «Скиапарелли», который потерпел крушение при попытке посадки на планету.
В рамках второго этапа планировался запуск к Марсу научной станции «Казачок» и марсохода «Розалинд Франклин», оснащенного двухметровым буром. Первоначально датой старта был назван 2018 год, однако затем запуск отложили на 2020 год, а в дальнейшем на 2022 год из-за пандемии коронавируса.
Однако в феврале 2022 года Европейское космическое агентство заявило, что запуск марсохода 20 сентября 2022 года маловероятен из-за ввода российских войск на территорию Украины, а уже в марте подтвердило что будет искать альтернативные способы доставки ровера на Марс. Ранее планировалось, что для запуска будет использоваться российская ракета-носитель «Протон-М» и разгонный блок «Бриз-М».
28 марта 2022 года Европейское космическое агентство объявило, что марсоход «Розалинд Франклин» прошел приемку и квалификационные проверки систем и технически готов к запуску и отправке на стартовую площадку. В настоящее время агентство в ускоренном режиме прорабатывает возможные варианты отправки ровера к Марсу в рамках миссии под руководством Европы или в сотрудничестве с международными партнерами, однако никаких конкретных дат старта не называется.
Ранее мы рассказывали, как зонд Trace Gas Orbiter открыл новые полосы поглощения углекислоты и озона в атмосфере планеты и хлороводородный сезон на ней, а также не заметил выбросы метана, обнаруженные ранее «Кьюриосити».
Александр Войтюк