Фосфор и фитолиты выдали «невидимого» викинга в пустом погребении

Ученые из Великобритании и Дании провели междисциплинарное исследование материалов, обнаруженных во время раскопок погребальной камеры на памятнике Фрегерслев-II, в которой не было найдено человеческих останков. Высокое содержание фосфора, фитолиты, представляющие собой, вероятно, остатки подстилки из травы, а также фекальные липиды позволили установить первоначальное место, где находились останки лошади и человека (или людей). Вероятно, в середине X века умершего викинга похоронили в северной части камеры головой на запад, а в ноги ему положили элементы конской сбруи. Авторы статьи, опубликованной в Journal of Archaeological Science, считают, что за прошедшую тысячу лет кислотность местной почвы и микроорганизмы поспособствовали полному исчезновению костей.

Традиционно конец VIII — середина XI века в европейской истории обозначается как эпоха викингов, когда скандинавы оказали политическое и экономические влияние на многие народы и страны благодаря набегам, торговым экспедициям, наемничеству, а также созданию новых городов и государств. Одной из характерных черт этого времени выступают погребения с конем. Так, в Дании подобная практика распространилась в 925–975 годах, когда обряд стал достаточно стандартным: умершего и погребальный инвентарь помещали в северной или центральной части могилы. Вместе с людьми хоронили принесенных в жертву животных — лошадей или собак. Это характерно и для других регионов, например, в Исландии археологи обнаружили останки лошадей в 148 из 355 известных погребений эпохи викингов.

В Восточной Ютландии, в окрестностях поселения Хорнинг, в последнее десятилетие археологи вели исследование памятников Фрегерслев-I и Фрегерслев-II, которые представляют собой могильники эпохи викингов. В 2012 году в одной из могил первого памятника ученые обнаружили дубовый гроб с останками знатного человека, жившего около 950 года, который получил известность как «викинг из Фрегерслева». Его похоронили вместе с конем и редкими золотыми украшениями для конской уздечки. Во время обследования второго памятника они нашли три сильно поврежденные могилы, в двух из которых не было инвентаря.

Федерика Сулас (Federica Sulas) из Кембриджского университета совместно с коллегами из Дании исследовала материалы из недавно раскопанной погребальной камеры эпохи викингов, которая была обнаружена на памятнике Фрегерслев-II. Эта могила, по мнению ученых, представляет собой погребение знатного человека, так как в ней находились конская сбруя с позолоченными и посеребренными элементами, остатки колчана с 22 стрелами и серебряная брошь. Однако в камере не было никаких костей, за исключением одного лошадиного зуба, хотя расположение артефактов указывало на то, что первоначально в ней находились останки человека и лошади. Поэтому ученые решили провести комплексное исследование методами геохимии, почвоведения, палеоботаники, палинологии, а также изучить фекальные биомаркеры.

Микроморфология почвы, фитолиты и палинологические анализы показали, что погребальную камеру вырыли в суглинке, а выкопанную почву впоследствии использовали для засыпки могилы. На дне могилы находились остатки трав, которые, вероятно, были подстилкой. Исследование остатков древесины и гвоздей показало, что основным строительным материалом для сооружения камеры был дуб. По мнению ученых, кислотность местной почвы в сочетании с активностью микробов могла способствовать исчезновению костей. Это подтверждается особенностями, видимыми в заполнении могилы.

Ученые также обнаружили макроботанические остатки сосны и клена и некоторых других лиственных пород. Так, сосна использовалась для изготовления колчана и одного древка стрелы, а клен — для седла. Рядом с седлом и уздечкой в северной части погребения исследователи зафиксировали высокий уровень содержания фосфора, что вместе с наличием остатков подстилки может указывать на место, где находились останки человека. По всей видимости, его похоронили головой на запад, положив ему у ноги элементы конской сбруи.

Недалеко от седла находились остатки уздечки и кожи, из которой, возможно, был изготовлен мешок для корма. Рядом с ними ученые обнаружили микроостатки овсяной мякины и пыльцу злаковых культур. В юго-западной и южной части погребальной камеры они также зафиксировали высокое содержание фосфора и фекальные липиды, связанные с лошадью. Высокие концентрации последних указывают на то, что лошадь принесли в жертву во время погребального обряда. В то время как отсутствие человеческих фекалий свидетельствует о том, что он (или они) умерли в другом месте, а не были принесены в жертву во время погребальной церемонии.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях эпохи викингов. Так, археологи недавно завершили раскопки погребального корабля, обнаруженного в 2018 году в Норвегии. А геологи объяснили уход викингов из Гренландии ростом ледяного щита.

Первые люди пришли в Закарпатье около 1,42 миллиона лет назад