Власти Калифорнии разрешили компаниям Cruise и Waymo запустить коммерческий сервис беспилотного такси — перевозить людей на беспилотных автомобилях и брать за это плату. Несмотря на то, что компании получили разрешения одновременно, у них различаются условия лицензии, в том числе по времени работы сервиса и скорости движения. На выдачу лицензий обратил внимание блог The Last Driver License Holder.
Компании-разработчики беспилотных автомобилей уже много лет тестируют свои машины, например, Waymo (в том числе ранее в составе Google) суммарно занимается этим уже больше 13 лет, в проект вложены миллиарды долларов. Но цель этих усилий и вложений — создание технологии, приносящей компании-разработчику прибыль. Поэтому важно следить как за технологическим прогрессом в этой области, так и за тем, насколько эта технология приближается к коммерческому применению, потому что медленный прогресс в коммерциализации может затормозить и разработку технологий.
Коммерческие сервисы беспилотного такси уже существуют, например, их запустили Waymo в Аризоне и Baidu в Пекине, но это все еще небольшие единичные примеры. Отчасти это связано не с уровнем развития самих беспилотников, а с ограничениями со стороны регулирующих органов, которые пока выдают единичные лицензии, а не разрешают запуск беспилотного такси всем желающим. Еще две такие лицензии 28 февраля выдала комиссия по коммунальным услугам штата Калифорния, которая помимо прочего регулирует пассажирские перевозки.
В конце 2020 года комиссия запустила две программы, разрешающие компаниям получать лицензию на коммерческое беспилотное такси. Разница между ними в том, должен ли в салоне оставаться водитель или инженер компании, или же можно обойтись удаленным оператором. Waymo и Cruise получили разрешения именно на первый вариант, при котором в такси должен быть водитель для перехвата управления в случае каких-то проблем.
Комиссия разрешила работу такси со значительными ограничениями, особенно для Cruise. Она сможет перевозить пассажиров по отдельным улицам Сан-Франциско с 10 вечера до 6 утра, а также на скорости лишь до 48 километров в час. Waymo получила более широкие возможности: поездки в части Сан-Франциско и Сан-Матео на скорости до 105 километров в час без ограничений по времени суток. При этом обе компании не имеют права ездить в сильный дождь или сильный туман. Однако в заявлении все эти ограничения описываются со словами «на сегодняшний день», поэтому в будущем условия могут смягчиться.
На текущий момент у обеих компаний уже есть бесплатные сервисы беспилотного такси в Сан-Франциско. Waymo начала перевозить клиентов в этом городе в конце лета 2021 года, а Cruise месяц назад начала прием заявок на такой сервис от людей, не работающих в компании.
Григорий Копиев
Первый полет запланирован на начало 2024 года
Компания Overair завершила сборку полноразмерного прототипа электрического конвертоплана Butterfly в беспилотной версии. Летательный аппарат имеет четыре трехлопастных ротора и оснащен запатентованными технологиями индивидуального управления лопастями и подбора оптимальной частоты вращения воздушных винтов, которые призваны снизить вибрации и повысить энергоэффективность на всех этапах полета конвертоплана, сообщает New Atlas.