Вороны-свистуны помогли сородичам избавиться от GPS-передатчиков

Вороны-свистуны сорвали эксперимент австралийских орнитологов. Исследователи пометили пять ворон GPS-передатчиками — однако вскоре сородичи помогли птицам избавиться от этих устройств. Как отмечается в статье для журнала Australian Field Ornithology, это первый известный случай, когда животные помогают друг другу снять передатчики, прикрепленные учеными.

Зоологи часто проводят сложные эксперименты, чтобы лучше понять поведение животных. Однако их подопечные, участвующие в таких тестах, легко могут сорвать даже самые продуманные планы. Например, недавно мы рассказывали о том, как специалисты предложили пяти калимантанским орангутанам (Pongo pygmaeus) самостоятельно изготовить каменные орудия и достать с их помощью лакомство из коробки. Вместо этого один самец вскрыл коробку палкой.

С похожей проблемой столкнулась команда австралийских орнитологов под руководством Доминики Потвин (Dominique A. Potvin) из Университета Саншайн-Кост. Исследователи собирались проанализировать перемещения ворон-свистунов (Cracticus tibicen), живущих в окрестностях городка Марухидор, штат Квинсленд. Они выбрали семейную группу из примерно десяти птиц, после чего поймали пятерых из них (самца, двух самок и двух молодых особей), окольцевали и снабдили рюкзачками с GPS-передатчиками.

Ворон-свистунов иногда называют австралийскими сороками за их контрастное черно-белое оперение. Однако в действительности эти птицы относятся не к врановым (Corvidae), а к подсемейству флейтовых птиц (Cracticinae) в семействе ласточковых сорокопутов (Artamidae).

Чтобы не ловить каждую помеченную особь еще раз для возвращения устройств, Потвин и ее коллеги использовали крепление с магнитной застежкой на груди. Они рассчитывали, что, когда помеченная особь сядет на кормушку с установленным на ней магнитом, застежка намагнитится, расстегнется и позволит птице освободиться — а ученые смогут просто подобрать упавший передатчик.

Однако воронам-свистунам явно не понравились методы орнитологов. Исследователи в течение двух дней наблюдали, как птицы клюют крепления передатчиков и безуспешно пытаются избавиться от них самостоятельно. Более того, вороны помогали друг другу снять трекеры. Уже в первый день молодой птице, пытавшейся освободиться от устройства, пришел на помощь сородич, который тоже клюнул крепление. Это не помогло, однако в течение десяти минут к помеченной вороне подлетела взрослая самка, несколько раз клюнула застежку передатчика и в конце концов расстегнула ее. В результате молодая особь избавилась от устройства менее чем за час. Кроме того, в первый день еще одна ворона пыталась снять передатчик с сородича. Сначала птицы сидели на проводах, затем перелетели на дерево, после чего скрылись с глаз исследователей.

В течение следующих дней Потвин и ее коллеги неоднократно видели помеченных, но освободившихся ворон. Через месяц после начала исследования ни у одной из пяти птиц не осталось передатчика.

Исследователи отмечают, что это первый известный случай, когда животные помогают друг другу избавиться от GPS-передатчика. Возможно, это связано с тем, что до сих пор орнитологи в основном помечали такими устройствами морских и водоплавающих птиц, которые не демонстрируют выдающихся способностей к кооперации. Напротив, вороны-свистуны живут сплоченными группами, помогают друг другу выращивать птенцов и чистить перья.

Судя по всему, особи из изученной стаи уже сталкивались с проблемами, которые напоминают задачу по освобождению от трекера, и осознают, что сотрудничать выгодно. Что это за проблемы, пока неясно. Однако примеры подобного поведения известны у других видов животных, в том числе птиц. Например, сейшельские камышовки (Acrocephalus sechellensis) удаляют с оперения сородичей липкие семена дерева Pisonia grandis.

Способность ворон-свистунов помогать друг другу также свидетельствует, что они могут решать довольно сложные задачи. Впрочем, неясно, действовали ли птицы наугад и просто клевали крепления передатчика или намеренно целились в застежку. Как бы то ни было, Потвин и ее соавторы подчеркивают, что при планировании будущих исследований необходимо учитывать способность животных с высоким интеллектом избавляться от GPS-передатчиков и других подобных устройств, в том числе благодаря помощи сородичей.

Ранее мы рассказывали об исследовании, согласно которому чем крупнее группа ворон-свистунов, тем в среднем умнее ее члены. Кроме того, судя по репродуктивному успеху птиц из больших коллективов, для них характерна повышенная приспособленность.

Древние жители Иберии разделали мамонта около 1,2 миллиона лет назад